Формальные особенности сетевой литкритики весьма интересны и достойны того, чтобы остановиться на них немного подробнее.
Прежде всего, именно в нет-критике (особенно любительской) достиг предельного воплощения принцип постмодерна, сформулированный Роланом Бартом: «Любой объект доступен любой критике». Анализу и оцениванию – причём абсолютно на равных! – подвергаются классики и современники, произведения графоманов и литературных грандов, тексты печатные и присутствующие только в Сети, претендующие на интеллектуальность и сугубо развлекательные. С одинаковым рвением препарируются Достоевский и Донцова, книги крупнейшего издательства ACT и материалы сайта «Проза.ру», известные всей стране лауреаты литпремий и выступающие под никами незнакомцы.
Итак, больше объектов хороших и разных! Долой пространственные границы и временные рамки, статусные иерархии и возрастные ограничения! Да здравствует безграничная свобода слова!
Интернет упразднил институцию экспертизы. Самым талантливым и популярным здесь считается тот, у кого больше «лайков», «плюсов», смайликов, респектов и прочих одобрямсов. Самым актуальным стал известный латинский афоризм: «Verba volant» («Словалетучи»).
В Сети обитают суровые критики-кочевники, романтичные критики-пилигримы, развесёлые критики-гастролёры. Их мысль перемещается со скоростью сетевого трафика. Взгляд – панорамный, внимание – скользящее, сознание – клиповое. Главное не качество анализа, а быстрота реакции: не успевает автор поставить финальную точку в произведении, как оно уже обрастает постами-комментами разной степени развёрнутости – от «стопудово плюсую!» до пространных рецензий и многостраничных дискуссий.
Качество материалов «народных» критиков крайне неоднородно. Некоторые тексты вполне годятся для солидного научного сборника, другие так и просятся в модный глянцевый журнал, но очень многие не дотягивают до сочинения троечника, а ещё больше не могут претендовать даже на отдалённую причастность к литкритике, обнажая лишь завышенное самомнение и глупое стремление к публичности.
Какой же это кайф, когда глаза горят,
И я, отбросив прочь нелепые сомненья,
Беру дубину и… долбаю всех подряд,
В неистребимой жажде самоутвержденья!..
Владимир Безладнов
«Монолог сетевого критика»
Некоторые исследователи отрицают претензии нет-критика на абсолютную истинность их высказываний. С этим очень сложно согласиться – напротив, именно они чаще других узурпирует право истины, чему всячески способствует сама специфика интернета: анонимность, отсутствие иерархий суждений, бесконечное приращение речи. «Лайки» становятся «электронным топливом», повышающим градус сетевых высказываний и разогревающим сетевую публику. Электронные ссылки образуют «маршрутную карту», позволяющую молниеносно перемещаться с одной интернет-площадки на другую. Элементы гипертекста, в виде которого существует вся сетевая критика, мало значимы сами по себе, но в совокупности претендуют на некую систему мысли-речи и, соответственно, на интеллектуальную власть.
Последним обстоятельством объясняется ещё одна формальная особенность нет-критики: она во многом живёт по принципу «круговой поруки». Множество рецензий, отзывов, обзоров, дискуссий содержат ссылки на другие тексты о том же произведении, том же авторе, том же литературном событии. Масса литературно-критических материалов и вовсе представляет собой уже не раз упомянутый копипаст – механическое комбинирование цитат из одного или нескольких источников, часто даже без редактирования и указания авторства.
Кроме того, ничто не мешает любому нет-критику присвоить себе чужое авторство – вот так и возникают мириады кочующих по интернету одинаковых рецензий, подписанных разными именами. Часто бывает вообще непонятно, где впервые появился текст – в официально зарегистрированном электронном журнале, на сайте виртуальной библиотеки или в чьём-то персональном блоге.