Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Оттадайка

 

Существует ли принципиальная разница между сетевыми и «бумажными» критическими текстами?

На современном этапе сетевая критика создаётся преимущественно теми, кто родился в доинтернетную эпоху, кого называют «цифровыми иммигрантами» (термин американских учёных Гэри Смол и Гиги Ворган). Стало быть, вряд ли стоит говорить о её принципиальном, сущностном отличии от критики традиционной.

Новая технология не породила новую онтологию. Изменения, преобразования, трансформации фиксируются лишь на внешнем, формальном уровне – предмета, стиля, речевых стратегий. Сам факт использования технического инструментария интернета, новые процедуры создания текста и механизмов его распространения в настоящий момент практически не отражаются на качестве нет-критики.

Если пишущий умён, образован, вдумчив, добросовестен – он будет выдавать хорошие тексты что в онлайне, что в офлайне. Ну а ежели глуп, невнимателен, неразборчив, то и писать будет одинаково дурно. Просто первого с большей вероятностью заметят и пригласят официальные электронные издания, а второй скорее останется маргиналом, не имеющим широкой аудитории, и прославится разве что скандалом, эпатажной выходкой или многолетним словесным онанированием на одной и той же захудалой интернет-площадке.

К тому же, при размещении критических отзывов в Сети многие не гнушаются всё того же банального плагиата. Немало формулировок и суждений критиков-любителей на самом деле бессовестно заимствованы из профессиональных рецензий и книжных аннотаций. Некоторые не стесняются даже передрать чужой отзыв целиком – и по просторам интернета кочуют одни и те же высказывания, подписанные десятками разных имён.

Таким образом, на практике весьма непросто отличить печатный отзыв от сетевого, официальный от частного, профессиональный от любительского. В качестве доказательства – простенький тест. Далее приводятся несколько фрагментов рецензий на роман Виктора Пелевина «Ампир В». Попробуйте определить, какие из них печатные, какие – интернетные; какие относятся к профессиональной, а какие – к «народной» критике. Правильные ответы – в конце главы.


1….Сюжет у Пелевина, как обычно, не очень-то и важен. Это лишь наживка, заставляющая читателя заглатывать вместе с ней и крючок, после чего опытный ловец человеков подсекает и выдёргивает его из застоявшегося болотца здравого смысла. Альтернативная энциклопедия жизни мегаполиса, которая в полубезумной манере вписывает всё наше, безусловно, безумное общество, в затейливые рамки повествования.

Каждый объект или субъект в нашей вселенной непрерывно находится в движении, подчиняясь законам термодинамики, притяжения, общества и внутренним установкам. Соответственно, картина мира для каждого зависит от его собственно скорости и скорости событий, происходящих вокруг него. Сильно, красиво, но, как обычно, затянуто и закольцовано…

2. Сюжет «Empire V» построен по излюбленной пелевинской схеме «Буратино сильно обчитался букваря и теперь ищет Золотой ключик в Стране Дураков». Главные герои его последних романов простодушны, нерешительны и плохо понимают окружающий мир. Волей случая они ввязываются в сверхъестественные аферы, после чего окончательно перестают ориентироваться в реальности и познают её заново при помощи тибетских трактатов, модных брендов и наркотиков. ‹…› Мы читаем Пелевина прежде всего ради его искромётного юмора и метких наблюдений действительности. Безумные лекции о том, как устроена глубина глубин, нас интересуют куда меньше. В этом смысле роман «Empire V» вышел очень удачным, смешным и острым…

3. Замечательная вещь, неординарная, интересный захватывающий сюжет, отличное чувство юмора, прекрасный слог, роскошные дискуссии о философии бытия, к которым постоянно возвращаешься, перечитываешь. Хорошая пища для мозгов. Главная тема романа: «гламур», «дискурс», «культ потребления» – это три кита, на которых стоит наш мир, к сожалению. ‹…›

Книга напрочь убивает весь наш оптимизм, жажду жизни и веру в то, что мы такие умные, индивидуальные, начитанные. Читайте Пелевина, не получится запоем, принимайте как лекарство, но обязательно читайте.

4. Главный герой романа становится вампиром, представителем элиты, которую создало человечество для собственного пропитания. Люди – это своеобразные батарейки, отдающие свою энергию божеству кровососов – Иштар (параллели с «Матрицей» налицо). Таким образом, сама элита является обслуживающим персоналом, что, впрочем, происходит и в реальной жизни. Пелевин отлично показывает, что современные реклама, культура и гламур призваны одурачивать людей. Что не люди владеют деньгами, а, напротив, деньги управляют людьми. Всё происходящее в мире – это искусно сотканная ширма, скрывающая истинный порядок вещей. Так какой же выход, по мнению Пелевина, может быть в этом абсурдном мире людей-батареек и хозяев-денег? А только один – каким-нибудь образом, по счастливой случайности, попасть в ряды элиты. Но всем там места не хватит. Остаётся влачить жалкую серую жизнь и засирать свои мозги рекламой.

5….В «Empire V» Пелевин выходит совсем на другой уровень. Это уже не игра с метафорами, а циничная и грубая теория существования человеческого мира, в котором люди приравниваются к дойным коровам. А главной целью вампиров уже не является человеческая кровь, как это было раньше. Они сосут особый концентрат – «баблос», полученный из денег, которые зарабатывают люди. ‹…›

Могу с уверенностью сказать, что из всех произведений Виктора Пелевина это если не лучший по стилю, то уж точно самый «взрослый» роман. По крайней мере, это единственное произведение Пелевина, которое я без сомнения дала прочитать близким людям, далеко не являющимся поклонниками творчества этого автора.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru