Звёздным часом нет-критики можно условно считать 2005 год: выходит статья Тима О'Рейлли «Что такое Web 2.0?», в которой впервые возникает название нового формата интернет-коммуникации, заметно расширившего возможности информационного обмена.
В формате Web 2.0 некогда монолитный образ Литературного Критика (так и хочется добавить: «великого и ужасного») распадается на частные, локальные: сетевой колумнист, комментатор, блогер, посетитель виртуальной библиотеки. Профессионалы, ранее выступавшие только в печатных изданиях, ведут колонки в электронных журналах (езинах), создают персональные сайты либо заводят свои блоги. Заядлые книгочеи и желающие поговорить о литературе (назовём их условно «народными» или «альтернативными» критиками) также становятся либо блогерами, либо участниками тематических групп (комьюнити) в соцсетях, посетителями литературных форумов и просто гостями, оставляющими записи в гостевых книгах (гестбуках) различных сайтов. Для высказываний последнего типа предложены определения гостевая критика и электронное граффити (Евгений Ермолин).
При этом «народным» критиком можно стать с поистине невероятной лёгкостью! Традиционный порядок овладения необходимыми навыками, демонстрация компетенций, завоёвывание авторитета среди специалистов заменяются набором опций и нажатием кнопок: «зарегистрироваться», «ввести логин и пароль», «создать текст рецензии», «отправить рецензию». Всё, дело сделано! Лидирует не самый знающий, а самый усердный – кто чаще нажимает кнопки.
В конце издания романа Александры Марининой «Всё не так» приложена анкета для читателей.
Сначала надо дать общую оценку произведению и определить его жанр. Затем предлагаются два вопроса: 1) понравилось ли то, что в книге «достаточно много внимания уделяется психологии отношений»? 2) чего недостаёт этому роману? Выбрать из перечня: интрига; загадки, тайны, детективные расследования; динамика развития сюжета; стрельба, драки, погони; юмор, ирония; романтика; мелодраматизм; психологизм; философские мысли, рассуждения, выводы; другое.
К любительской («народной») критике прислушиваются уже не только сетевые авторы, но и литераторы, публикуемые в печатных изданиях. В формировании общественного мнения активно используются суждения рядовых читателей. Пример – рубрика «Ярлыки» в журнале «Книжное обозрение».
Появились также читательские литературные премии: «Студенческий Букер» (дочерний проект «Русского Букера»), «Учительский Белкин» (вручаемый сообществом педагогов наряду с «Премией Ивана Петровича Белкина»), «Нацбест + ЖЖ» (инициатива пользователей интернет-ресурса ресурса «Livejournal»).
Наконец, в новейшем формате видеокниг (гл. 5) уже предусмотрена возможность просмотра записей интерактивного читательского обсуждения в соцсетях и на веб-форумах.