Цифровая эпоха вызвала к жизни новейший формат – сетевую критику, или нет-критику (англ. net – сеть).
Напомним, что 7 апреля 1994 года стал знаменательным днём для всех мыслящих и даже не очень мыслящих, но русскоговорящих людей, ибо именно тогда во всемирной паутине (World Wide Web) возникла зона RU. Эту дату можно считать условной точкой отсчёта истории литературной критики в интернете. Причём заметим: за рубежом данный феномен практически отсутствует, место литературно-критических материалов (в строгом определении понятия) занимают публикации по теории и истории литературы, литобзоры и обмен мнениями интернет-пользователей о прочитанных книгах.
Уже к концу 1990-х годов в РуЛиНете (русскоязычном литературном сегменте интернета) не просто сформировался корпус критических текстов, но сложилась особая практика сетевой критики.
Среди её пионеров и, одновременно, первых исследователей – Роман Лейбов (Май Мухин), Александр Ромаданов (Алекс Рома), Мария Митренина (Джен), Дмитрий Кузьмин, Мирослав Немиров, Энрика Шмидт, Ольга Чемоданова, Яна Соколова. Особое место занимает фигура Евгения Горного – инициатора и координатора первого литературного проекта Рунета «Сетевая словесность». Самые известные критики, первыми пришедшие в интернет параллельно с выступлением на страницах печатных («бумажных») изданий: Вячеслав Курицын, Александр Агеев, Дмитрий Ольшанский, Андрей Немзер, Борис Кузьминский (под псевдонимом Аделаида Метёлкина).
Иногда нет-критику связывают с сетевой литературой – размещённой в интернете, обладающей особыми свойствами и специфическими признаками, не позволяющими адекватно и полноценно воспроизвести её на бумаге. Такое мнение представляется ошибочным, и сейчас можно лишь вновь согласиться с выдвинутым ещё в 2003 году тезисом филолога Евгения Ермолина: «сетевая критика – это вся литературная критика, которую можно найти в Сети». Так что, вероятно, точнее даже говорить не сетевая критика, а критика в Сети.
Согласно данному определению, понятие нет-критики складывается как из собственно электронных (существующих только в интернете) материалов, так и из электронных версий печатных материалов. Электронные версии имеются нынче у большинства периодических изданий.