В описанной социокультурной ситуации критика углублённая, ориентированная на анализ произведений, философичность, историзм, выявление закономерностей литературного процесса получила условное название филологической, начала отождествляться с литературоведением и понятием толстый журнал. Последнее не имеет иноязычных эквивалентов, обозначает издание объёмом 240-256 печатных полос и имеет традиционно двусоставную структуру, публикуя литературно-художественные и общественно-политические материалы.
В настоящее время наиболее авторитетными считаются «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Нева», «Новое литературное обозрение», «Иностранная литература». Упоминавшиеся ещё в «Мастере и Маргарите» толстые журналы привечают критиков, сохранивших приверженность классическим традициям: общественно-публицистический пафос, просветительскую ориентацию, интерес к теоретическим аспектам, внимание к собственно эстетическим (художественным) достоинствам произведения. Данный формат близок к западному literary criticism, соединяющему критику и литературоведение.
В 1997 году была учреждена Академия Русской Современной Словесности (АРСС) – профессиональная гильдия, объединившая ведущих на тот момент литритиков страны. В настоящее время членами организации являются 38 специалистов.
Вместе с тем стоит признать: авторитет современных толстых журналов весьма узок – они востребованы преимущественно гуманитариями со спецобразованием (филологами, искусствоведами, культурологами, социологами, историками) и немногочисленной аудиторией любителей серьёзной аналитики, чаще всего в лице библиотекарей и педагогов. Отмечается и снижение интереса к толстожурнальной критике.
Сегодня уже не актуальны слова Виссариона Белинского: «Книжка журнала всегда разогнута на критике… Критике больше всего бывает обязан журнал своею силою».
Заметно упал и общий тираж толстых журналов. Если в советское время он достигал 1 миллиона экземпляров, наиболее популярные тогда «Новый мир» и «Знамя» взяли рекорд, соответственно, в 2 миллиона 700 тысяч и 1,5 миллиона, то нынче средний тираж толстяка не превышает 5 тысяч экземпляров. Для сравнения: сегодняшние «Новый мир» – 4800, «Знамя» – 4500 экземпляров.
Тем не менее, несмотря на снижение значимости в культурной жизни, публиковаться в толстяках по-прежнему считается престижным и статусным, поскольку означает признание критика профессиональным сообществом, принятие в литературно-критический цех.