Личностные УУД
Задание
Тема: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Цель: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Как вы оцениваете поступок Алёши, когда, спасая себя, он рассказал учителю о подземных жителях?
Задание. Работа с ассоциациями.
Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один?
Коротко опишите картину, которую вы представили.
Задание. Прослушивание музыкального произведения.
Тема: «О чем говорят цветы». Ж.Санд.
Нужно обладать фантазией и слухом, чтобы услышать разговор цветов. Жорж Санд очень любила музыку. Особенно она восхищалась произведениями Фредерика Шопена. Она говорила, что одно его произведение стоит всех ее романов. Давайте послушаем его музыку и ответим на вопросы:
Какая по настроению эта музыка?
Какое время года вы представляете, слушая музыку?
Учитель включает «Весенний вальс» Ф. Шопена, а ученики письменно отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Какое время года, по-вашему, изобразил Шопен?
Ученики: Весну (аргументируют).
Учитель: Какая по настроению эта музыка?
Ученики: Немного грустная, но потом становится оптимистичнее и радостнее.
Задание.
Ответы учащихся на проблемные вопросы морально-нравственного характера с опорой на собственный опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности.
Рассказ Ю. Яковлева «Тяжелая кровь». Фабула произведения сводится к следующему: действие происходит во время Великой Отечественной войны; сын местной учительницы попадает в плен со своими одноклассниками за попытку поджога лесопилки; отчаявшаяся мать просит коменданта помиловать сына, тот дает согласие; когда учительница приходит на место расстрела мальчиков, она, глядя на своих учеников, не может забрать своего сына. Один из ключевых вопросов рассказа, на который учащиеся должны дать ответ, – «Почему мать не спасла своего сына?»
Этот вопрос целесообразно обсуждать в самом конце изучения рассказа, проделав определенную подготовительную работу, состоящую из нескольких заданий:
Задание 1. Что чувствует мать, когда узнает, что с ее сыном случилось что-то неладное? Внимательно перечитайте текст и заполните таблицу: что мать видит, слышит, чувствует, когда идет на встречу с комендантом.
Задание 2. Воспроизведите внутренний монолог одного из мальчиков, приговоренных к расстрелу. Что мог чувствовать Ваш герой или что он мог вспоминать под дулами немецких автоматов?
Задание 3. Воспроизведите внутренний монолог матери, когда она приходит на место расстрела и смотрит на своих учеников. Или: воспроизведите молчаливый диалог между учительницей и ее сыном.
Выполнение этих заданий призвано психологически подготовить ребят к очень сложному ответу на не менее сложный ключевой вопрос рассказа. Но, прежде чем ребята начнут отвечать на него в письменной форме, следует провести общую дискуссию, расставив необходимые акценты. При этом отвечать учащиеся будут, опираясь не столько на текст, сколько на свой опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности.
Регулятивные УУД
Задание. Восстановление сюжета.
Тема: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Цель: формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения, составление плана и последовательности действий;
На карточках хаотичное изложение основных событий сказки. Ученики приводят их в порядок, используя нумерацию. Затем меняются с соседом карточками для проверки.
Задание. По иллюстрации определить тему урока.
Тема: Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
На слайде иллюстрации к повести Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Учащиеся самостоятельно изучают иллюстрации, определяют тему урока и составляют краткий маршрут этого урока.
Задание. Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей.
Затворилась Ольга в Киеве – приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды – не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья – большая лодка.
Тужить – горевать.
Стан печенегов – походный лагерь печенегов.
Дружина – отряд войнов на службе у князя.
Воевода – предводитель дружины.
Княжичи – дети князя.
Умчим – быстро перевезем.
Я муж его (князя) – я служу князю.
Пришел в сторожах – возглавил передовой отряд.
Отчина – владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался – сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле – прогнал печенегов в степи, в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.
Познавательные УУД
Задание 1. Восстановить и определить вид рифмы.
Тема: Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.
Класс делится на 2 группы. Первая группа получает карточку с заданием: восстановить «утерянные» рифмы, вторая группа определяет вид рифмы. Затем группы обмениваются карточками и оценивают задания.
Задание. Найти устаревшие слова.
Тема: Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
Ученики, работая в парах, находят в тексте устаревшие незнакомые слова, выписывают их, дают определение. Затем составляют кроссворд.
Задание. Придумать и создать иллюстрацию.
Тема: Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
Учащимся предлагается представить себя в роли художников-иллюстраторов, работающих над повестью Н. В. Гоголя. Работая в парах, им нужно придумать и создать иллюстрацию заколдованного места с мифическими существами.
Задание. Составить кластер «Свинцовые мерзости жизни». (тема в центре кластера).
Дети должны перечислить события, описанные в повести, и расположить их по кругу (порка детей, история с напёрстком, история со скатертью, донос на Алексея и др.)
Задание. Ответы на проблемные вопросы с опорой на текст.
Тема: И. С. Тургенев. «Муму».
Почему Герасим утопил Муму?
Прежде тем предложить учащимся дать развернутый ответ на вопрос, имеет смысл провести совместный мозговой штурм с обязательной фиксацией идей, предлагаемых учениками, на доске или флип-чарте. В нашей практике ответы учащихся были следующие:
- Герасим не мог идти поперек воли барыни;
- Герасим обещал Гавриле, что сам покончит с Муму;
- убийство Муму было жестом протеста Герасима;
- убийство Муму было жестом отчаяния Герасима;
После мозгового штурма учащиеся получают задание выбрать тот ответ, который они считают наиболее правильным, со своей точки зрения, и обосновать его, опираясь на текст.
Задание. Составить таблицу.
Тема: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Заполнить таблицу, в которой каждому элементу фабулы взаимоотношений Вакулы и Оксаны (и/или Вакулы и черта) должно быть подобрано соответствующее событие из текста.
Составляющая фабулы |
События в тексте
|
Экспозиция |
|
Завязка |
|
Развитие действия |
|
Кульминация |
|
Развития действия |
|
Развязка |
|
Заключение |
|
Задание. Составить таблицу.
Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор».
Власть/заведение
|
Представитель
|
Что говорится в тексте об этой ветви власти или заведении? Приведите цитаты. |
Исполнительная |
|
|
Судебная |
|
|
Полиция |
|
|
Богоугодные заведения |
|
|
Училища |
|
|
Почта |
|
|
Задание. Составление таблицы.
Тема: Стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге»).
Часть |
Содержание |
Рассказчик |
Слушатели |
1
|
Встреча охотника с крестьянскими детьми |
Охотник
|
Друзья, гости
|
2
|
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
|
Журналист, публицист
|
Читатель из дворян, из общества образованных людей
|
3
|
Обращение к крестьянским детям
|
Гражданин, который думает о будущем народа |
Крестьянские дети
|
4
|
Встреча охотника с крестьянскими детьми |
Охотник
|
Друзья, гости
|
Задание. Составление сравнительной таблицы.
Тема: Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Качество
|
Жилин
|
Костылин
|
1. Смысл фамилии
|
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами |
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги |
2. Внешность
|
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»
|
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» |
3. Предусмотрительность
|
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
|
«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». |
4. Отношение к лошади
|
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» |
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
|
5. Храбрость — трусость
|
«— ...Не дамся же живой...» «— ...С ними что робеть, то хуже»
|
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху» |
6. Поведение в плену
|
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» |
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
|
7. Мнение татар о пленниках |
«Джигит»
|
«Смирный»
|
8. Наблюдательность, любознательность |
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
|
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» |
9. Выносливость, мужество |
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» |
«Костылин все отстает и охает»
|
10. Верность, преданность
|
«...не годится товарища бросать»
|
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
Задание. Составление цитатного плана.
Пример цитатного плана (стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге»)
1. «Я рос, как многие, в глуши...»
2. «ОВолга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет».
3. «Но вдруг я стоны услыхал...»
4. «О Волга!.. колыбель моя!»
5. «Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!»
6. «...Лишь поздно вечером домой
Я воротился».
7. «Я не узнал реки родной...»
8. «...И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..»
9. «Унылый, сумрачный бурлак!»
Коммуникативные УУД
Задание. Словесное рисование.
Тема: Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»
Как вы представляете себе «заколдованное место»?
Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
Задание. Сочинение-миниатюра.
Тема: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах.
Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо…»
Задание. Заполнить план-карту урока.
Тема: "Изобразительные средства языка и их роль в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".
Соотнесите термины и их определения.
1.ЭПИТЕТ -
2.СРАВНЕНИЕ -
3.МЕТАФОРА -
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -
1. Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.
2. Художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
3. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
4.Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
2. Восстановите описание степи:
Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______ ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описании степи?
Эпитеты:
Метафоры:
Сравнения:
4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.
5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести.
Задание. Работа в парах. Инсценировки.
Тема: Н.В. Гоголь. «Ревизор».
Инсценировать одно из явлений 4 действия комедии (чиновники дают взятки Хлестакову).
Внимательно прочитайте текст, обращая особое внимание на авторские ремарки.
Обсудите, какими представляются Вам персонажи: их внешность, походка, манера говорить, особенности жестикуляции и др. При составлении портрета персонажа Вам поможет его ассоциация с каким-нибудь животным.
Прочитайте «замечания для господ актеров», данные автором.
Проанализируйте развитие действия. Как персонажи пытаются найти контакт друг с другом? Какие цели при этом преследуют? Как меняются в процессе общения?
Как Вам представляются декорации к этой сцене? Каково ее световое и звуковое оформление?
Составьте свои рекомендации для актеров, как должна играться эта сцена.
Подготовьте инсценировку согласно своим рекомендациям.