Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературы "Лирический герой поэзии Сергея Есенина"

 

Цель урока. Углубить теоретические знания учащихся о лирическом герое и совершенствовать умение выделять характерные черты лирического героя конкретного автора; умение интерпретировать поэтический текст и на этой основе читать его выразительно.

Проверка домашнего задания

Каким предстаёт лирический герой Есенина в конкретных стихотворениях? (Мини-сообщения учеников, подготовленные с опорой на статью учебника «Изобразительные средства поэтического языка», с их последующим обсуждением.)

«Поёт зима — аукает...», «Пороша». Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

«Ах, как много на свете кошек...» Почему стихотворение посвящено сестре Шуре? Последняя строфа о чём? О том, что "всё пройдёт”?Лирический герой ощущает трагичность бытия, его конечность.

«Всё живое особой метой...» Как лирический герой ощущает противоречивость мира? ("Не поэт — так мошенник и вор”.) Озорство и в то же время сила характера ("я споткнулся о камень”). Почему лирический герой ("вся в крови душа”) упрямо, по-мальчишески утверждает, что ему не больно? Лирический герой — гордый и сильный человек.

Работа со стихотворением «Песнь о собаке»

Слово учителя. Стихотворение «Песнь о собаке» написано Сергеем Есениным в 1915 году. Он создаёт один из своих шедевров двадцатилетним. В начале 1915 года поэт признаётся приятелю, что хочет поселиться в Питере, и добавляет: "Пойду к Блоку, Блок меня поймёт”. И действительно, Блоку стихи молодого крестьянского парня показались "свежими, чистыми, голосистыми, многословными”. В литературоведческих статьях очень мало говорится об этом стихотворении, нет ответа на вопрос: читал ли это стихотворение Есенин Блоку или написал его позже? Известно, что стихотворение впервые вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Стихи этого сборника привнесли в поэтический мир простоту и безыскусность крестьянской жизни, приблизили читателя к народу.

Работа с текстом

Определите тему стихотворения «Песнь о собаке». Можно ли сказать, что она прежде всего об отношении человека к животным? Поэт очень трепетно относится к "братьям нашим меньшим”, в одном из своих стихотворений он высказал, что гордится: "зверьё никогда не бил по голове”. Но исчерпывается ли этим содержание произведения?

Как вы определите чувство, лежащее в основе стихотворения? В основе стихотворения, мне кажется, лежит чувство горечи, грусти, печали и даже боли, вызванное тем, что человек так безжалостен. Душа поэзии Есенина — милосердие ко всему живому.

К какому жанру можно отнести стихотворение? По форме «Песнь о собаке» можно отнести скорее к жанру баллады, здесь мы наблюдаем развивающийся сюжет. Как вы думаете, почему в названии стихотворения Есенин использует слово "песнь”? В словаре это слово толкуется следующим образом: 1) то же, что и песня; глава эпической поэмы в составе названий некоторых произведений народного эпоса; 2) произведение большого значения и творческого подъёма. Произведение построено настолько мелодично, что вполне оправдано такое определение жанра, как песня. О чём говорит слово "песнь” в названии? Вряд ли только о жанре. Стилистическая окраска слова придаёт произведению большее значение, некоторую торжественность, даже эпичность.

Как построено стихотворение Есенина «Песнь о собаке»? Поделим произведение на "картины”, каждая из которых может быть равна катрену (от лат. quattuor — "четыре”. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль, наиболее распространённая форма рифмовки в катрене — abab) или включать в себя несколько. Сколько таких картин? А катренов? Композиционно произведение можно поделить на пять частей, в основе каждой — событие.

Групповая работа

Задание: Прочитать и дать своё толкование "картине”, определить настроение отрывка. При помощи каких именно изобразительно-выразительных средств создаётся зрительный ряд, а какие изобразительно-выразительные средства передают настроение лирического героя, его отношение к происходящему?

В первом катрене мы читаем о рождении семерых щенят "в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд”. Картина проникнута светом и теплом: уголок, где пахнет зерном, куда светит ласковое солнышко. Рождение щенят — завязка сюжета. Не случайно поэт подчёркивает числительное. Душа лирического героя полна сочувствия к измучившейся и счастливой собаке: "Семерых ощенила сука, рыжих, семерых щенят”. "Весь день она их ласкала, причёсывая языком...” Картина собачьего счастья — вот как можно определить содержание и настроение первой части стихотворения, включающей в себя первый и второй катрены.

И эта чудесная картина разрушается появлением хозяина (третий катрен). Эпитет "хмурый” — это не случайное слово в создании образа. Обратимся к книге «Крылатые слова». В ней есть статья «Хмурые люди». Это выражение стало крылатым благодаря сборнику рассказов Чехова (1890). Что, по-вашему, обозначает это слово, почему именно его выбрал для характеристики своего героя поэт? Для поэта хозяин — олицетворение жестокого, равнодушного мира, мира бесчеловечных извергов. "Хозяин хмурый” пытается подчинить себе природу, стать её господином. Деревенский мужик разрушает счастье собаки: всех щенят "поклал” в мешок. Скажите, может быть, Есенин просто ошибся? О чём же говорит "ошибочный” глагол, намеренное употребление просторечия? О его хмуром, дремучем равнодушии, чёрствости души, не умеющей воспринимать красоту, да и просто живую жизнь. Сравните строфы о собаке и её щенятах и о "хмуром хозяине”. Сострадание к "братьям нашим меньшим” и вызов жестокости в контрасте композиции и языка стихотворения.

Кульминацией развития действия (четвёртый катрен) является, безусловно, трагическая гибель щенят, таких беззащитных и таких любимых своей матерью! В двух начальных стихах этого катрена мы видим собаку, из последних сил бегущую за хозяином, но это описание прерывается многоточием. Почему Есенин ставит многоточие в середине строфы? Чего он этим приёмом — приёмом умолчания — достигает? Почему из сюжета стихотворения "выпали” строки о гибели щенят? Читатель сам в своём воображении воссоздаёт и картину происшедшего, и чувства, которые испытывает лирический герой. Приём умолчания настолько уместен, что, который бы раз это стихотворение ни читал, перехватывает горло, глаза щиплет от подступивших слёз, и думаешь, может быть, собака не успела догнать хозяина и увидела лишь круги по воде, поглотившей её щенят... Или всё-таки она наблюдала эту ужасную картину? Что особенно страшно в этой картине? Страшно то, что собака ничем не могла помочь своим детям. Страшно то, что разрывалось от горя её сердце, а "хозяин хмурый” этого даже не заметил. Как и почему меняется ритм стихотворения? Обрыв сюжета и прерывистость ритмики как воплощение трагического.

Следующие два четверостишия (пятый и шестой катрены) — грустная картина, пронзающая душу болью сострадания, — это путь собаки домой. Поэт рисует образ измученной матери, утратившей самое дорогое, используя для создания его глагол "плелась”, чтобы показать изнеможённую, умершую душу. Собака смотрит в синюю высь, такую далёкую, бескрайнюю и равнодушную... Поэт использует сочетание "звонко глядела... скуля”. Что же он говорит нам этими несочетаемыми словами? Или это просто ошибка молодого поэта? Можно ли передать содержание этой картины словами "Под высоким куполом неба раздавался звонкий голос собаки”? Что потерялось в стихотворении? Настроение, чувство: ведь слова "звонко глядела она, скуля” выражает всю тоску собаки, её боль, чувство безысходности. На использовании какой поговорки построена метафора, изображающая плач? Метафорическая картина плача: "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег” — построена на поговорке "Все глаза выплакать”, которая говорит об очень высокой степени переживаний. Посмотрим, какой мерой измеряется горе собаки. "Камень в смех”, когда ждёшь хлеба. В Библии Иисус говорит о милосердии человеческом: "Разве кто даст своему сыну камень вместо хлеба?” (Попутно учитель может отметить, что эта метафора активно "осваивается” русской поэзией. В 1916 году А.Ахматова напишет: "Будет камень вместо хлеба мне наградой злой”.) По своей эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. Именно это четверостишье придаёт всему произведению пафос гуманизма и эпичности. Символика горя в заключительных строках; очеловеченность природы в поэзии Есенина.

Подведение итогов

В чём, с вашей точки зрения, заключается основная мысль стихотворения? Сострадание и милосердие. Слияние с миром и тревога за него. Затем учащимся предлагается дать развёрнутый ответ на вопрос: каким они видят лирического героя поэзии Есенина (вариант: на выбор написать мини-эссе «Душа поэта»). Выслушиваются два–три ответа. В заключение учащимся предлагается обратиться к статье учебника «Лирический герой С.А. Есенина» и сравнить своё видение героя с тем, каким его видят авторы.

Домашнее задание

Провести самостоятельный анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении Н.Гумилёва «Капитаны», опираясь на свои наблюдения и статью учебника, ответить на вопрос: каким я вижу лирического героя стихотворения; в свой ответ включить выразительное чтение стихотворения наизусть или с листа.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru