Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий в повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море»

 

Цель: определить художественное своеобразие повести- притчи «Старик и море»; проследить, как в пове­сти решается проблема взаимоотношения чело­века и природы, одиночества и смысла человече­ской жизни; совершенствовать умение учащихся анализировать художественное произведение на основе цитатного материала; содействовать фор­мированию и развитию умений творческого чте­ния, приводящего к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим дости­жениям всемирной литературы и культуры.

Оборудование: портрет Э. Хемингуэя, опорная схема, текст по­вести-притчи «Старик и море».

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повести; формули­руют проблемы, поднятые автором в произведе­нии; комментируют отрывки, в которых описаны портрет героя, ночное и утреннее море и др.; интерпретируют внутренние монологи Сантья­го, его разговор с рыбой; анализируют эпизоды, изображающие стойкость героя в борьбе с морской стихией; выражают личное отношение к пробле­мам, поднимаемым в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

«Пресс»

Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажи­те, что повесть «Старик и море» является притчей.

Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современ­ного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

Слушание нескольких творческих работ

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперёд в развитии американского и мирового реалистическо­го искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового аме­риканца.

Душой его романов являются действие, борьба, дерзание. Автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах. Однако многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиноче­ство, на отчаяние.

Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений. Журналистика помогла ему выработать основной принцип: нико­гда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и пред­почитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости гово­рить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли.

Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмеща­ющего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.

Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственно­го отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.

Настоящий триумф ожидал его в 1952 г., когда он опублико­вал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В её широких, обобщённых, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы. Для писателя — это повод рассказать о достоинстве че­ловека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? По­чему он так привязан к мальчику?

Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотво­ряет природу и осознаёт себя его частью? мотивируйте свою точку зрения.

Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?

Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?

расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он на­меренно отказывается от эмоционального повествования?

Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)

Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым?

Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»?

«Мозговой штурм» (в группах)

Сопоставляя повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», литературовед Н. К. Гей писал: «Девизом героя Хемингуэя может быть: выстоять в без­надёжности. Девизом героя Шолохова — жить для преодоле­ния безнадёжности». Разделяете ли вы это мнение? Аргумен­тируйте свою точку зрения.

Мини-дискуссия

Можно ли повесть-притчу «Старик и море» назвать гимном че­ловеку? Почему?

Обобщение учителя

— Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание. Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший при­знанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, ко­торая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позво­ляет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».

В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет ве­чер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.

Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качест­вом людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе.— Теперь приходится доказывать это сно­ва. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-ни­будь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых ви­дел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в бо­рении, умел переносить страдания и не терять надежды.

«.Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Чело­века можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сан­тьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.

рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хе­мингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй — писатель тра­гического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.

Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-размышление (ми­ниатюру) на одну из тем: «О чём заставляет задуматься по­весть-притча «Старик и море»?»; «Сила или бессилие? Гармо­ния или дисгармония в природе? (по повести-притче «Старик и море»)».

Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визит­ки» о жизни и творчестве Э. Ионеско (2-3 учащихся).

Знать содержание драмы Э. Ионеско «Носороги».

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru