Цель: определить художественное своеобразие повести- притчи «Старик и море»; проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни; совершенствовать умение учащихся анализировать художественное произведение на основе цитатного материала; содействовать формированию и развитию умений творческого чтения, приводящего к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.
Оборудование: портрет Э. Хемингуэя, опорная схема, текст повести-притчи «Старик и море».
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повести; формулируют проблемы, поднятые автором в произведении; комментируют отрывки, в которых описаны портрет героя, ночное и утреннее море и др.; интерпретируют внутренние монологи Сантьяго, его разговор с рыбой; анализируют эпизоды, изображающие стойкость героя в борьбе с морской стихией; выражают личное отношение к проблемам, поднимаемым в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
«Пресс»
♦ Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей.
Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
Слушание нескольких творческих работ
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперёд в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца.
Душой его романов являются действие, борьба, дерзание. Автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах. Однако многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиночество, на отчаяние.
Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений. Журналистика помогла ему выработать основной принцип: никогда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и предпочитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости говорить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли.
Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.
Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.
Настоящий триумф ожидал его в 1952 г., когда он опубликовал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В её широких, обобщённых, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы. Для писателя — это повод рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику?
Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью? мотивируйте свою точку зрения.
Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?
Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?
расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования?
Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)
Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым?
Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»?
«Мозговой штурм» (в группах)
Сопоставляя повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», литературовед Н. К. Гей писал: «Девизом героя Хемингуэя может быть: выстоять в безнадёжности. Девизом героя Шолохова — жить для преодоления безнадёжности». Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою точку зрения.
Мини-дискуссия
Можно ли повесть-притчу «Старик и море» назвать гимном человеку? Почему?
Обобщение учителя
— Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание. Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».
В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.
Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе.— Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».
И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.
«.Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.
рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— «Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй — писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер хемингуэевского творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.
Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «О чём заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»; «Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче «Старик и море»)».
Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Э. Ионеско (2-3 учащихся).
Знать содержание драмы Э. Ионеско «Носороги».