Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством французского драматурга Э. Ионеско; дать понятие о «драме абсурда»; раскрыть символический смысл сюжета драмы «Носороги»; прокомментировать ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; воспитывать стремление к сохранению индивидуальности; обогатить духовно-нравственный опыт и расширить эстетический кругозор учащихся.
Оборудование: портрет Э. Ионеско, текст драмы «Носороги».
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные этапы жизни и творчества Э. Ионеско, содержание изучаемой драмы; определяют понятие «драма абсурда»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; формулируют проблемы, поставленные драматургом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Французский писатель Эжен Ионеско — известный драматург, один из ярчайших представителей театрального течения абсурдизма. Драматические произведения Эжена Ионеско наполнены абстрактными образами, в большинстве своём воплощающими в себе идею неприятия тоталитаризма и угнетения личности.
Несмотря на явную своеобразность и оригинальность образов, персонажей, идей и сюжетных линий, сам Ионеско заявлял, что его пьесы совершенно реальны. реальны в такой же степени, как абсурдна жизнь, в этих пьесах изображённая. Этот авторский подход убедительно показывает нам, насколько философичны взгляды. В числе самых известных произведений писателя — пьесы «Лысая певица», «Носороги», «Бескорыстный убийца», «Воздушный пешеход», «Бред вдвоём», «Жажда и голод», «Человек с чемоданами». Авторству Э. Ионеско также принадлежит множество рассказов, эссе, воспоминаний, статей об искусстве.
Многие из пьес Эжена Ионеско с трудом поддаются трактовке и могут с одинаковым успехом рассматриваться с совершенно разных точек зрения. Тем не менее, каждое драматическое произведение Э. Ионеско посвящено жизни как таковой, её сложности, полноте и многообразию. И сегодня на уроке вы убедитесь в этом.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Французский драматург румынского происхождения Э. Ионеско (1909-1994) вошёл в историю мировой литературы как ярчайший теоретик и практик «театра абсурда». термин «театр абсурда» ввёл Мартин Эсслин в 1962 г., желая дать название драматургии с алогичным бессмысленным сюжетом, представляющей зрителю совмещение несовместимого. Многие литературоведы XX в. видели истоки жанра в авангардистских литературных и философских направлениях, в частности в дадаизме. Главными основами дадаизма были пропаганда бессистемности и отрицание каких бы то ни было эстетических идеалов. театр абсурда как раз и стал новой, разрушающей театральные каноны силой, не признававшей никакие авторитеты. театр абсурда бросал вызов не только культурным традициям, но и в какой-то степени политическому и социальному строю.
События любой пьесы абсурда далеки от реальности и не стремятся к ней приблизиться. Невероятное и невообразимое может проявляться как в персонажах, так и в окружающих предметах и происходящих явлениях. Место и время действия в таких драматических произведениях, как правило, довольно сложно определить, тем более, что очерёдность и логика происходящего могут не соблюдаться. Логики нет ни в поступках персонажей, ни в их словах. Авторами-абсурдистами создаются нелепые фантастические картины, поражающие, пугающие, а иногда и веселящие своим вопиющим несообразием. Иррациональность — вот к чему стремится театр абсурда.
Эжен Ионеско считал термин «театр абсурда» не слишком подходящим. В своём выступлении, известном под названием «Есть ли будущее у театра абсурда?», он предлагал другой — «театр насмешки». В нём, по мнению драматурга, нарушены все психологические и физические законы, а персонажи — просто паяцы. Большинство классических произведений Э. Ионеско считал не менее абсурдными, чем образцы новой драматургии, к которым принадлежали его пьесы. Ведь реализм в театре условен и субъективен, так как в любом случае является плодом фантазии и творчества писателя.
2. Выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве Э. Ионеско
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Э. Ионеско.)
— Эжен Ионеско — французский драматург, писатель и мыслитель, классик театрального авангарда. Эжен родился 26 ноября 1909 г. в городе Слатине, Румыния; в раннем детстве родители увезли его во Францию. До одиннадцатилетнего возраста Эжен жил в деревне Ла Шапель-Антенез. Жизнь в селе была счастливой для него, именно воспоминания о ней воплотились в творчестве повзрослевшего Ионеско.
В 1920 г. Эжен переехал в Париж, но прожил там не более двух лет. В возрасте тринадцати лет Ионеско вернулся в Румынию, и до двадцати шести лет жил в Бухаресте. Влияние французской и румынской культур на мировоззрение будущего писателя и драматурга было противоречивым, двойственным.
Первым языком для Эжена стал французский. Воспоминания детства ярко и полно отразились в его произведениях. Однако последовавший в тринадцатилетнем возрасте переезд на родину в Румынию привёл к тому, что Эжен стал забывать любимый французский. Первое стихотворение он написал на румынском языке, затем последовали французские и снова румынские стихи.
Начальный этап литературного творчества Ионеско ознаменовался дерзким памфлетом «Нет!» в нигилистическом духе. В нём Эжен показал единство противоположностей, сперва осудив, а потом похвалив трёх румынских писателей.
В Бухарестском университете Эжен изучал французский язык и французскую литературу, чтобы обрести способность к письменному творчеству на французском. С 1929 г. Эжен занялся преподаванием французского. В этот период начало зарождаться его литературное мастерство.
В возрасте двадцати лет Э. Ионеско вернулся в Париж, в этот раз с намерением прожить там долго. В 1938 г. он защитил в Сорбонне философскую докторскую диссертацию «О мотивах страха и смерти во французской поэзии после Бодлера».
Ещё во времена учёбы в университете Бухареста Эжен столкнулся с проявлением националистических и профашистских настроений, царивших в молодёжном обществе. Своим творчеством Ионеско старался показать неприятие этой «модной» тенденции. молодой писатель ненавидел любое проявление тоталитаризма и идеологическое давление на людей. Эту идею он воплотил в пьесе «Носороги», ставшую затем одной из самых популярных.
В 1970 г. Эжен Ионеско стал членом французской Академии Наук. На счету Эжена уже было тогда множество пьес, а также сборников рассказов, эссе и биографических воспоминаний: «Фотография полковника» (1962), «Крохи из дневника» (1967), «Прошлое настоящее, настоящее прошлое» (1968) и многие другие. В 1974 г. Ионеско создал знаменитый роман «Отшельник».
28 марта 1994 г. Эжен Ионеско скончался в Париже от тяжелой и мучительной болезни.
Аналитическая беседа
Что подтолкнуло драматурга к созданию драмы «Носороги»?
Какие другие толкования может иметь сюжет про «оносороже- ние»?
Сжато перескажите сюжет этой пьесы-драмы («по цепочке»).
В чём же заключается смысл массового «оносорожения» в произведении и сопротивление главного героя? Что скрывает в себе метафора йонеско?
Как проблема человеческого своеобразия связана с идеей пьесы?
Прокомментируйте ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них.
Проблемный вопрос (в парах)
Как вы думаете, что имел в виду Э. Ионеско, когда утверждал: «Театр абсурда будет жить всегда!»? Согласны ли вы с его прогнозом?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока и обобщение учителя
— Действие драмы происходят в небольшом провинциальном городе, его жителей представляют содержатели лавки и кафе, Домашняя хозяйка, чиновники из конторы, издающей юридическую литературу, Логик и некий Старый господин, вероятно, составляющие «интеллектуальную элиту». В первом действии картина обыденной, убогой жизни городка прерывается внезапным громким появлением на улице носорога, вскоре, также с грохотом, в облаке пыли, вновь пробегает носорог — то ли этот же, то ли другой, что как раз рождает между персонажами спор касательно того, сколько рогов было у пришельца (-цев). Горожане оплакивают убитую огромным животным кошку, коробку с телом которой сопровождают подобием похоронной процессии; столь же комический эффект производят во втором действии дискуссия в конторе о том, появлялся ли носорог в городе, превращение в носорога одного из её служащих Бефа — он с нежно-торжествующим рёвом увозит от конторы пришедшую туда жену. Но во втором и в третьем действиях всё более нарастает зловещая атмосфера — по мере того, как работники конторы и вообще все жители города, за исключением одного, превращаются в носорогов. Их толстую кожу не пробьют ни сомнения, ни чувство сострадания. В этом они все одинаковы, отличаются лишь величиной и количеством рогов на голове — один или два рога.
Налицо стремление автора создать некую вневременную модель общества, показать бытие человека вообще, при характеристике которого он обращается к фантастической ситуации — превращения людей в носорогов, что является материализацией, важной для понимания замысла драматурга метафорического образа «человек- носорог»!
Говорят, нет такого сатирика, который не создал бы своего города Глупова. Город Ионеско — город падения перед пагубной модой и грубой силой. Носороги появляются сначала как пугающее явление, но затем становятся явлением массовым. Один за другим, а затем и группами, люди превращаются в животных — кто-то неосознанно, кто-то — по убеждениям, а большинство — просто чтобы не отставать от других. В конце концов, пагубность превращается в моду и главный герой остаётся один, потеряв близких людей, которые предпочитают «красоту» носорогов. Оставшись наедине с собой, он чувствует уже и на себе влияние общих убеждений. Ему начинает казаться, что он смотрелся бы лучше, будь у него тоже рог, или стань его кожа чуть зеленее. И всё-таки он остаётся человеком — чтобы продолжать бороться.
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Можно ли противостоять злу?».