Цель: ознакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня, с историей возникновения жанра; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в литературе; пробудить интерес к авторской песне, к творчеству отдельно взятых авторов (поэтов и композиторов); развивать навыки слушания; расширить исторический, культурный и собственно литературный кругозор; способствовать воспитанию культуры и нравственности на примере авторской песни.
Оборудование: выставка книг В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, И. В. Талькова, Ю. И. Визбора; тексты песен; аудиозаписи песен В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, И. В. Талькова, Ю. И. Визбора, ТСО.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся понимают значение поэзии, противопоставившей себя «официальной литературе» 1980-х гг.; отмечают тематику, близкую повседневному восприятию жизни, узнаваемость образов, душевный надрыв героя, отстранённого от созидания и утратившего связь с высокой культурой; комментируют отдельные стихотворения (песни).
Форма проведения: урок-композиция.
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Пройдёт совсем немного времени, и вы покинете стены этой школы, получите аттестаты зрелости и уйдёте во взрослую жизнь. Завершение школьной биографии — это первая вершина, которой вы скоро, надеюсь, достигните. И вот перед последним восхождением я предлагаю вам сделать привал, как это делают все альпинисты: немного отдохнуть у нашего символического костра, послушать знакомые и незнакомые песни, почувствовать рядом плечо друга, а может, и погрустить от осознания скорого неизбежного расставания.
И ещё я хочу посвятить этот урок авторам, поэтам, музыкантам, актёрам и просто талантливым людям, без которых нельзя представить авторскую песню. Песня во все времена, во всех социальных группах была мощным средством человеческого общения. Суть лучших песен — в стремлении к истине, правде мыслей и чувств, а значит, в неприятии фальши любого рода: в малом и большом.
На этом уроке вы познакомитесь с творчеством ярких представителей авторской песни — Б. Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого; узнаете, откуда берёт корни это движение. Говоря об авторской песне, критики часто имеют в виду движение, объединившее композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Здесь налицо присутствует стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни — явление более широкое; а понятие «авторская песня» имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин.
Поэтов, исполняющих свои стихи, называют «бардами». так что же такое — авторская песня? Вот определение авторской песни, официально принятое на семинаре авторов и исполнителей, состоявшемся в 1986 г. в Керченском лагере «Борзовка»: «Самодеятельной (авторской) песней называются песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами и отличающиеся широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, многообразием творческих индивидуальностей, высотой нравственных критериев».
Сегодняшний наш урок построен в форме урока-композиции и посвящён антологии авторской песни.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
Страница первая. «Вступление»
— Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилась во второй половине 1950-х гг. (в период хрущёвской «оттепели» с её неясными надеждами на перемены). Создателями жанра стали Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, А. А. Галич, А. М. Городницкий, Н. Н. Матвеева, Ю. И. Визбор, Ю. А. Кукин, Е. И. Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях. Со временем их исполнение стало публичным. С появлением магнитофона песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновидности самиздата — «магнитиздате», преодолевая таким способом цензурные преграды.
Строго говоря, авторскими являются все песни (за исключением фольклорных), поскольку у них есть автор текста и музыки. В бардовской же песне автор — и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась «поющими поэтами». Текст определял и музыку, и манеру исполнения. В обычной же массовой песне (шлягере), как сказал современный композитор И. Крутой, важен прежде всего «мотивчик», то есть музыкальная сторона. Для поэта-исполнителя своих песен, мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности стиха. В. С. Высоцкий сказал об этом на одном из концертов в 1980 г.: «Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». В основе авторской песни — стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов («Это делается для того, чтобы ещё лучше воспринимался текст»,— В. Высоцкий), поэтому и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня от письменной поэзии отличается большей доступностью, простотой восприятия; от песенной эстрады — в первую очередь тем, что не хочет быть «лёгким», развлекательным жанром.
Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне» — жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния официальному искусству. Но далеко
не все барды были политическими диссидентами, как А. А. Галич, и политические мотивы не были для авторской песни главными. Противостояние лирического героя — героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем это предполагала сфера политики: оно охватывало сферу эстетики, этики, литературы и т. п. раскрепощённость, независимость мнений, камерность и сосредоточенность на личных чувствах и переживаниях (в противовес существующей публичности и коллективизму) — это то, что объединяло создателей авторской песни. Недаром
с конца 1960-х гг. авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное существование: её вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подвергались Б. Ш. Окуджава и В. С. Высоцкий, вынужден был эмигрировать А. А. Галич.
Во второй половине 1980-х гг., в период перестройки, все искусственные преграды были устранены, и авторская песня получила права гражданства в литературе (культуре) и критике. То есть она растворилась в безбрежном океане современного плюралистического искусства. По мнению многих, в том числе Б. Ш. Окуджавы и исследователя авторской песни А. Крылова, авторской песней надлежит считать только то, что появилось до начала 1990-х гг.
2. Заслушивание сообщений заранее подготовленных учащихся
1) Страница вторая. «Бригантина поднимает паруса»
— Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня — явление музыкальное. Авторская песня — явление прежде всего литературное. Её пишут думающие люди для думающих людей. В качестве доказательства приведу слова Б. Ш. Окуджавы: «В авторской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и остаются стихи. Музыка — подспорье, аккомпанемент — подспорье. В создании песен ничего экзотического нет. Всё буднично. Это просто работа. Это очень сложный и прекрасный процесс. Для меня — всегда прекрасный».
Как возникает песня? Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надёжным другом «и в любви, и в радости, и в горе». А началось всё так.
В один из пасмурных осенних дней 1937 г. два друга — школьник и студент-первокурсник — собрались вместе и решили создать песню. Один любил рисовать и умел немного, на слух, играть на рояле. Другой — писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о людях мужественных, сильных духом, непохожих на тех, кому слишком дорог домашний уют. Об этом они читали в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.
Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку, храбро прикоснулся пальцами к клавишам. Через два часа «Бригантина», подняв паруса, отправилась в длительное плавание по океану Романтики, Надежд, Поиска и Открытий.
По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Коган — военный переводчик, молодой талантливый поэт,— погиб в 1942 г. под Новороссийском, выводя свой разведотряд из окружения. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с войны, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристические походы.
И разве могли предположить создатели «Бригантины», сколь долгой будет жизнь и сколь счастливой окажется судьба у их песни. «Бригантина» сразу пришлась по душе любителям дальних дорог. А вместе с ней у привальных костров зазвучали и другие самодеятельные песни.
Прослушивание аудиозаписи песни П. Когана и Г. Лепского «Бригантина»
2) Страница третья. «Мы сами себе выбираем маршруты...»
— Часто эти песни называют туристскими. Почему? Да потому что они родились у костра, в походах или в мечтах о путешествиях и дорогах. Не всегда эти песни о палатках, о том, как хорошо сидеть под елью в лесу и как плохо сидеть у телевизора на диване. Ведь туризм — это не хобби, не развлечение, это образ жизни, влияющий на жизненную позицию. И песни эти людям требуются особые, отвечающие их стремлениям.
Прослушивание аудиозаписи песни Ю. И. Визбора «Люди идут по свету»
В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей. Много есть песен о любви неразделённой, о любви бесшабашной. Поют и в шутку, и всерьёз. часто в этих песнях слово «любовь» соседствует со словом «надежда». Надежда на взаимность, надежда на лучшее.
Прослушивание аудиозаписи песни
Ю. И. Визбора «Солнышко лесное»
Многие самодеятельные песни романтичны. Эта традиция отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться туда, где он ещё не был, и, может быть, не будет никогда.
3) Страница четвёртая. «Я не люблю уверенности сытой...»
Когда говорят об авторской песне, то перед глазами встаёт образ В. С. Высоцкого. Он один из наиболее ярких представителей этого жанра. Он оказал существенное влияние на развитие этого направления. Его надрывный голос стучится в наши души, пытаясь что-то в них изменить. Все, кто знал Владимира Семёновича, говорят о нём как о личности глубоко своеобразной, яркой, незаурядной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеорит, пролетел над страной, многое осветил в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремительным метеоритом. О творчестве В. С. Высоцкого знаменитый актёр М. Ульянов сказал: «Его творчество было как крик, как стон сердца.». А сам В. С. Высоцкий в стихотворении «О поэтах и кликушах» сказал: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт».
Настоящий поэт тот, кто выступает глашатаем нового. Неизбежно его столкновение с силами, олицетворяющими социальный застой, так как это удел всех новаторов. Зачастую конфликт для поэта заканчивается трагически, так как с самого начала борьба идёт не на равных: новаторов на первых порах слишком мало.
Поэтическое кредо В. С. Высоцкого выражено в стихотворении «Я не люблю.». Чаще всего стихи Высоцкого — это обращение к собеседнику, это стихотворения-монологи, в которых он умело использует гневное слово. Невольно обращаешь внимание на название стихотворения (от первого лица) — оно придаёт ему исповедальный
характер. Больше всего в этом стихотворении поражает прозорливость великого поэта и певца: он понимал, предчувствовал, что «впереди большие перемены». И всё-таки Высоцкий — оптимист, он верит, что такие перемены не изменят его нравственных принципов: «Я это никогда не полюблю».
Прослушивание аудиозаписи песни В. С. Высоцкого
«Я не люблю...»
Страница пятая. «Практическая» (работа с текстами стихотворений-песен В. С. Высоцкого (в группах))
Задание для 1-й группы. Составьте отзыв на песню «Охота на волков». Как здесь переплетаются философское и социальное?
Задание для 2-й группы. Чем вас поразили песни В. С. Высоцкого о войне? В чём их своеобразие? Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения-песни «Он не вернулся из боя».
Задание для 3-й группы. Прочитайте текст «Песни о друге». Определите, каков лирический герой произведений, посвящённых дружбе.
Страница шестая. «А иначе зачем на Земле
этой вечной живу?»
— Говоря об авторской песне, нельзя не вспомнить Булата Окуджаву. Песни Б. Окуджавы появились в конце 1950-х гг. Как- то сразу и навсегда.
Наверное, самую лучшую
На этой земной стороне,
Хожу я и песенку слушаю — Она шевельнулась во мне.
Б. Окуджава вспоминал: «Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 г. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил — так как я писал стихи — написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа «Быстры, как волны, дни нашей жизни» или что-нибудь в этом роде». Человек нелёгкой судьбы. За его плечами — арест и гибель отца, долгая разлука с матерью (она была в сталинских лагерях). Фронт с его тяготами и лишениями. Ранение. После войны он стал студентом филологического факультета. И здесь же появляется его первая песня «Гори, огонь, гори». Булат Окуджава не умел рисовать, но, по его словам: «Меня всегда завораживала игра красок. Сам я рисовать не умею. Но пробовал накладывать краски на холст». В творчестве Б. Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства. Б. Окуджава — целая эпоха в истории авторской песни. Два-три часа на сцене, очень близко от зрителей, стоит человек с гитарой и поёт свои песни. Рассказывает о себе, отвечает на записки, импровизирует, шутит. Дистанция между исполнителем и теми, кто пришёл его слушать, предельно сокращена. В зале вдруг возникает атмосфера дружеской симпатии и взаимного доверия.
Многие стихи Б. Окуджавы могут стать поэтическими цитатами о духовности, человеческом достоинстве, умении прежде всего спрашивать с себя. Вот одно из них.
Прослушивание аудиозаписи песни Б. Окуджавы «Осудите сначала себя самого...»
V. рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
Что вы знаете об авторской песне?
Имена каких поэтов и композиторов, работавших и работающих в этом направлении, вам известны?
Так в чём же особенность авторской песни? Что главное в авторской песне?
Каковы основные темы авторской песни?
Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя?
Заключительное слово учителя
— Что происходит с авторской песней сейчас? Многие авторы пошли в эстраду — Александр Розенбаум, Олег Митяев. Однако у многих из них лучшее из написанного осталось в прошлом.
Вышли сборники почти всех основателей авторской песни, составлены антологии, в Интернете множество сайтов с текстами и записями. Современная ситуация совсем не похожа на ситуацию 1950-1960-х гг. Но традиция авторской песни жива. Почему?
«Авторская песня — это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Как-то, обращаясь к Москве, я писал: «Но если бы ты в наши слёзы однажды поверила, ни нам, ни тебе
не пришлось бы грустить о былом». О чём эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности, неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всём этом надо говорить. Мы ещё многого о прошлом не сказали»,— говорил Б. Ш.Окуджава. Надо сказать — о прошлом, о настоящем и о будущем.
Вот и подошёл к концу урок. И мне бы хотелось, исполнить с вами песню Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям». Эта песня должна стать вашим девизом, правилом, которым нужно руководствоваться в жизни.
3. Исполнение под гитару всеми учащимися песни
Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям» или прослушивание
песни в аудиозаписи
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «моё отношение к авторской песне».
Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (2 учащихся); сообщения «Ахматова и Пушкин» (1-2 учащихся); выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым», «Я не любви твоей прошу», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Смуглый отрок бродил по аллеям» (6 учащихся).