Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950-1990-х годов

 

Цель: ознакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня, с историей возникновения жанра; показать тема­тическое и жанровое своеобразие этого явления в литературе; пробудить интерес к авторской пес­не, к творчеству отдельно взятых авторов (поэтов и композиторов); развивать навыки слушания; расширить исторический, культурный и соб­ственно литературный кругозор; способствовать воспитанию культуры и нравственности на при­мере авторской песни.

Оборудование: выставка книг В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, И. В. Талькова, Ю. И. Визбора; тексты песен; аудиозаписи песен В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуд­жавы, И. В. Талькова, Ю. И. Визбора, ТСО.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся понимают значение поэзии, противо­поставившей себя «официальной литературе» 1980-х гг.; отмечают тематику, близкую повсед­невному восприятию жизни, узнаваемость образов, душевный надрыв героя, отстранённого от сози­дания и утратившего связь с высокой культурой; комментируют отдельные стихотворения (песни).

Форма проведения: урок-композиция. 

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Пройдёт совсем не­много времени, и вы покинете стены этой школы, получите атте­статы зрелости и уйдёте во взрослую жизнь. Завершение школьной биографии — это первая вершина, которой вы скоро, надеюсь, до­стигните. И вот перед последним восхождением я предлагаю вам сделать привал, как это делают все альпинисты: немного отдохнуть у нашего символического костра, послушать знакомые и незнако­мые песни, почувствовать рядом плечо друга, а может, и погрус­тить от осознания скорого неизбежного расставания.

И ещё я хочу посвятить этот урок авторам, поэтам, музыкантам, актёрам и просто талантливым людям, без которых нельзя предста­вить авторскую песню. Песня во все времена, во всех социальных группах была мощным средством человеческого общения. Суть лучших песен — в стремлении к истине, правде мыслей и чувств, а значит, в неприятии фальши любого рода: в малом и большом.

На этом уроке вы познакомитесь с творчеством ярких представи­телей авторской песни — Б. Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора, В. С. Вы­соцкого; узнаете, откуда берёт корни это движение. Говоря об автор­ской песне, критики часто имеют в виду движение, объединившее композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Здесь на­лицо присутствует стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни — явление более широкое; а понятие «авторская песня» име­ет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин.

Поэтов, исполняющих свои стихи, называют «бардами». так что же та­кое — авторская песня? Вот определение авторской песни, официально принятое на семинаре авторов и исполнителей, со­стоявшемся в 1986 г. в Керченском лаге­ре «Борзовка»: «Самодеятельной (авто­рской) песней называются песни, создава­емые в основном непрофессиональными авторами и отличающиеся широтой ох­вата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социаль­ной правдивостью и активностью, мно­гообразием творческих индивидуально­стей, высотой нравственных критериев».

Сегодняшний наш урок построен в форме урока-композиции и посвящён антологии авторской песни.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

Страница первая. «Вступление»

— Авторская песня как литературное явление и явление обще­ственной жизни сложилась во второй половине 1950-х гг. (в пери­од хрущёвской «оттепели» с её неясными надеждами на переме­ны). Создателями жанра стали Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, А. А. Галич, А. М. Городницкий, Н. Н. Матвеева, Ю. И. Визбор, Ю. А. Кукин, Е. И. Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских по­ходах и геологических экспедициях. Со временем их исполнение стало публичным. С появлением магнитофона песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновид­ности самиздата — «магнитиздате», преодолевая таким способом цензурные преграды.

Строго говоря, авторскими являются все песни (за исключением фольклорных), поскольку у них есть автор текста и музыки. В бар­довской же песне автор — и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась «поющими поэтами». Текст определял и музыку, и манеру исполнения. В обычной же массо­вой песне (шлягере), как сказал современный композитор И. Кру­той, важен прежде всего «мотивчик», то есть музыкальная сторона. Для поэта-исполнителя своих песен, мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности сти­ха. В. С. Высоцкий сказал об этом на одном из концертов в 1980 г.: «Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». В основе авторской пе­сни — стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-рит­мические оттенки стихов («Это делается для того, чтобы ещё луч­ше воспринимался текст»,— В. Высоцкий), поэтому и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня от письменной поэзии отличается большей доступ­ностью, простотой восприятия; от песенной эстрады — в первую очередь тем, что не хочет быть «лёгким», развлекательным жанром.

Авторская песня возникла как альтернатива «советской массо­вой песне» — жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния официальному искусству. Но далеко
не все барды были политическими дисси­дентами, как А. А. Галич, и политиче­ские мотивы не были для авторской песни главными. Противостояние лирического героя — героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем это предполагала сфера политики: оно охватывало сферу эстетики, этики, литературы и т. п. рас­крепощённость, независимость мнений, камерность и сосредоточенность на лич­ных чувствах и переживаниях (в проти­вовес существующей публичности и кол­лективизму) — это то, что объединяло создателей авторской песни. Недаром

с конца 1960-х гг. авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное существование: её вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подверга­лись Б. Ш. Окуджава и В. С. Высоцкий, вынужден был эмигриро­вать А. А. Галич.

Во второй половине 1980-х гг., в период перестройки, все искус­ственные преграды были устранены, и авторская песня получила права гражданства в литературе (культуре) и критике. То есть она растворилась в безбрежном океане современного плюралистиче­ского искусства. По мнению многих, в том числе Б. Ш. Окуджавы и исследователя авторской песни А. Крылова, авторской песней надлежит считать только то, что появилось до начала 1990-х гг.

2. Заслушивание сообщений заранее подготовленных учащихся

1) Страница вторая. «Бригантина поднимает паруса»

— Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искус­ства, против имитации чувств. Она про­тивостоит развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня — явле­ние музыкальное. Авторская песня — явление прежде всего литературное. Её пишут думающие люди для думающих людей. В качестве доказательства при­веду слова Б. Ш. Окуджавы: «В автор­ской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и остаются стихи. Музыка — подспорье, акком­панемент — подспорье. В создании песен ничего экзотического нет. Всё буднично. Это просто работа. Это очень сложный и прекрасный процесс. Для меня — всегда прекрасный».

Как возникает песня? Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надёжным другом «и в любви, и в радости, и в горе». А началось всё так.

В один из пасмурных осенних дней 1937 г. два друга — школь­ник и студент-первокурсник — собрались вместе и решили создать песню. Один любил рисовать и умел немного, на слух, играть на рояле. Другой — писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о людях муже­ственных, сильных духом, непохожих на тех, кому слишком дорог домашний уют. Об этом они читали в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.

Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку, храбро прикоснулся пальцами к клавишам. Через два часа «Бригантина», подняв паруса, отправилась в длитель­ное плавание по океану Романтики, Надежд, Поиска и Открытий.

По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Ко­ган — военный переводчик, молодой талантливый поэт,— погиб в 1942 г. под Новороссийском, выводя свой разведотряд из окруже­ния. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с вой­ны, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристические походы.

И разве могли предположить создатели «Бригантины», сколь долгой будет жизнь и сколь счастливой окажется судьба у их пес­ни. «Бригантина» сразу пришлась по душе любителям дальних до­рог. А вместе с ней у привальных костров зазвучали и другие само­деятельные песни.

Прослушивание аудиозаписи песни П. Когана и Г. Лепского «Бригантина»

2) Страница третья. «Мы сами себе выбираем маршруты...»

— Часто эти песни называют туристскими. Почему? Да потому что они родились у костра, в походах или в мечтах о путешествиях и дорогах. Не всегда эти песни о палатках, о том, как хорошо сидеть под елью в лесу и как плохо сидеть у телевизора на диване. Ведь ту­ризм — это не хобби, не развлечение, это образ жизни, влияющий на жизненную позицию. И песни эти людям требуются особые, от­вечающие их стремлениям.

Прослушивание аудиозаписи песни Ю. И. Визбора «Люди идут по свету»

В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей. Много есть песен о любви неразделённой, о любви бесшабашной. Поют и в шут­ку, и всерьёз. часто в этих песнях слово «любовь» соседствует со словом «наде­жда». Надежда на взаимность, надежда на лучшее.

Прослушивание аудиозаписи песни

Ю. И. Визбора «Солнышко лесное»           

Многие самодеятельные песни ро­мантичны. Эта традиция отражает свя­тое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться туда, где он ещё не был, и, может быть, не будет никогда.

3) Страница четвёртая. «Я не люблю уверенности сытой...»

Когда говорят об авторской песне, то перед глазами встаёт образ В. С. Высоцкого. Он один из наиболее ярких представителей этого жанра. Он оказал существенное влияние на развитие этого на­правления. Его надрывный голос стучится в наши души, пытаясь что-то в них изменить. Все, кто знал Владимира Семёновича, гово­рят о нём как о личности глубоко своеобразной, яркой, незауряд­ной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеорит, пролетел над страной, многое осветил в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремитель­ным метеоритом. О творчестве В. С. Высоцкого знаменитый актёр М. Ульянов сказал: «Его творчество было как крик, как стон сер­дца.». А сам В. С. Высоцкий в стихотворении «О поэтах и клику­шах» сказал: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт».

Настоящий поэт тот, кто выступает глашатаем нового. Неиз­бежно его столкновение с силами, олицетворяющими социальный застой, так как это удел всех новаторов. Зачастую конфликт для поэта заканчивается трагически, так как с самого начала борьба идёт не на равных: новаторов на первых порах слишком мало.

Поэтическое кредо В. С. Высоцкого выражено в стихотворении «Я не люблю.». Чаще всего стихи Высоцкого — это обращение к собеседнику, это стихотворения-монологи, в которых он умело ис­пользует гневное слово. Невольно обращаешь внимание на название стихотворения (от первого лица) — оно придаёт ему исповедальный
характер. Больше всего в этом стихотворении поражает прозор­ливость великого поэта и певца: он понимал, предчувствовал, что «впереди большие перемены». И всё-таки Высоцкий — оптимист, он верит, что такие перемены не изменят его нравственных при­нципов: «Я это никогда не полюблю».

Прослушивание аудиозаписи песни В. С. Высоцкого

«Я не люблю...»

Страница пятая. «Практическая» (работа с текстами стихотворений-песен В. С. Высоцкого (в группах))

Задание для 1-й группы. Составьте отзыв на песню «Охота на волков». Как здесь переплетаются философское и социальное?

Задание для 2-й группы. Чем вас поразили песни В. С. Высоцко­го о войне? В чём их своеобразие? Подготовьте выразительное чте­ние и анализ стихотворения-песни «Он не вернулся из боя».

Задание для 3-й группы. Прочитайте текст «Песни о друге». Определите, каков лирический герой произведений, посвящённых дружбе.

Страница шестая. «А иначе зачем на Земле

этой вечной живу?»

— Говоря об авторской песне, нельзя не вспомнить Булата Окуджаву. Песни Б. Окуджавы появились в конце 1950-х гг. Как- то сразу и навсегда.

Наверное, самую лучшую

На этой земной стороне,

Хожу я и песенку слушаю — Она шевельнулась во мне.

Б. Окуджава вспоминал: «Первая песня появилась у меня по­чти случайно в 1946 г. Тогда я был студентом первого курса универ­ситета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил — так как я писал стихи — написать студенческую песню. По моим пред­ставлениям, студенческая песня должна была быть очень груст­ной, типа «Быстры, как волны, дни нашей жизни» или что-нибудь в этом роде». Человек нелёгкой судьбы. За его плечами — арест и гибель отца, долгая разлука с матерью (она была в сталинских ла­герях). Фронт с его тяготами и лишениями. Ранение. После войны он стал студентом филологического факультета. И здесь же появ­ляется его первая песня «Гори, огонь, гори». Булат Окуджава не умел рисовать, но, по его словам: «Меня всегда завораживала игра красок. Сам я рисовать не умею. Но пробовал накладывать крас­ки на холст». В творчестве Б. Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства. Б. Окуджава — целая эпоха в истории авторской песни. Два-три часа на сцене, очень близко от зрителей, сто­ит человек с гитарой и поёт свои песни. Рассказывает о себе, отвечает на записки, импровизирует, шутит. Дистанция ме­жду исполнителем и теми, кто пришёл его слушать, предельно сокращена. В зале вдруг возникает атмосфера дружеской симпатии и взаимного доверия.

Многие стихи Б. Окуджавы могут стать поэтическими цитатами о духов­ности, человеческом достоинстве, умении прежде всего спрашивать с себя. Вот одно из них.

Прослушивание аудиозаписи песни Б. Окуджавы «Осудите сначала себя самого...»

V. рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

Что вы знаете об авторской песне?

Имена каких поэтов и композиторов, работавших и работа­ющих в этом направлении, вам известны?

Так в чём же особенность авторской песни? Что главное в автор­ской песне?

Каковы основные темы авторской песни?

Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя?

Заключительное слово учителя

— Что происходит с авторской песней сейчас? Многие авторы пошли в эстраду — Александр Розенбаум, Олег Митяев. Однако у многих из них лучшее из написанного осталось в прошлом.

Вышли сборники почти всех основателей авторской песни, со­ставлены антологии, в Интернете множество сайтов с текстами и записями. Современная ситуация совсем не похожа на ситуацию 1950-1960-х гг. Но традиция авторской песни жива. Почему?

«Авторская песня — это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская пес­ня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сю­жетов, из клокотания души. Как-то, обращаясь к Москве, я писал: «Но если бы ты в наши слёзы однажды поверила, ни нам, ни тебе
не пришлось бы грустить о былом». О чём эта грусть? О жестокос­ти нашей жизни. О недоверии к личности, неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемер­ности надежд. Обо всём этом надо говорить. Мы ещё многого о про­шлом не сказали»,— говорил Б. Ш.Окуджава. Надо сказать — о прошлом, о настоящем и о будущем.

Вот и подошёл к концу урок. И мне бы хотелось, исполнить с вами песню Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям». Эта песня должна стать вашим девизом, правилом, которым нужно руковод­ствоваться в жизни.

3. Исполнение под гитару всеми учащимися песни

Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям» или прослушивание

песни в аудиозаписи

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (мини­атюру) «моё отношение к авторской песне».

Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визит­ки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (2 учащихся); со­общения «Ахматова и Пушкин» (1-2 учащихся); выразитель­ное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым», «Я не любви твоей прошу», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Смуглый отрок бродил по алле­ям» (6 учащихся).

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru