Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Александр Солженицын. Жизненный и творческий путь. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича»

 

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, историей создания повести «Один день Ивана Денисовича», её жанровыми и композиционными особенностями, художест­венно-выразительными средствами, героем произ­ведения; отметить особенности художественного мастерства писателя; углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведе­ния, развивая умение выделять главные, сущест­венные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст по­вести «Один день Ивана Денисовича».

Прогнозируемые

результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; опре­деляют сюжетно-композиционные особенности повести; имеют представление о художественном своеобразии прозы писателя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В 2008 г. в серии «Биография продолжается» (ЖЗЛ[1]) вышла книга Л. И. Сараскиной об Александре Исаевиче Солженицыне. Книга эта уже удостоена литературной премии «Яс­ная Поляна» имени Л. Н. Толстого в номинации «XXI век». Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под за­претом, теперь по праву заняло достойное место в истории русской литературы советского периода.

творчество А. И. Солженицына притягивает читателя правди­востью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, исто­рик, он всё время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории!..

Нам сегодня сложно понять, что произошло в литературе в на­чале 1950-х гг. Но тогда это стало настоящим откровением: жизнь человеческая многообразна, в ней существует не только производ­ство и общественные интересы. Литературе стал интересен простой человек, повседневная жизнь, в которой каждому постоянно при­ходится решать не только социальные, но и этические, нравствен­ные проблемы.

так проявлялись самые пронзительные литературные шедев­ры эпохи. Первая и самая яркая среди них — опубликованная
в 1962 г. в журнале «Новый мир» повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая сразу же стала со­бытием общественной жизни. В ней автор практически открыл для отечественного читателя лагерную тему.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в на­чале 1960-х гг., когда в «Новом мире» бы­ли напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказы «Случай на стан­ции Кочетовка» (1963), «Матрёнин двор» (1963). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте — в 1962 г. ему было 44 года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши.» — это самое первое впечатление А. Т. Твардов­ского, который прочитал рукопись «Одного дня Ивана Денисови­ча» ночью, в один присест, не отрываясь. А при личном знакомстве с автором редактор «Нового мира» сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершен­но сформировавшимся писателем. Нам не приходится вас ни учить, ни воспитывать». А. Т. Твардовский предпринял невероятные уси­лия к тому, чтобы повесть А. И. Солженицына увидела свет.

Вхождение А. И. Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик. Примечателен один трогательный эпи­зод, который подтверждает необычность литературного дебюта А. И. Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повес­тью «Один день Ивана Денисовича» пошёл к подписчикам! А в са­мой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчи­кам. Был тихий субботний день. Как позже рассказывал об этом событии А. Т. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо под­ходил, платил деньги и получал долгожданный номер. Читатели приветствовали появление в литературе нового замечательного та­ланта. Давайте и мы прикоснёмся к этой книге, прикоснёмся с тре­петом, ведь за страницами повести — судьба не только самого И. А. Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря,
переживших репрессии. Прикоснёмся и ответим на вопрос: что нам, живущим в XXI веке, открыла эта повесть, что подсказала, чем смогла помочь? Но сначала — об авторе, Александре Исаевиче Солженицыне.

Заслушивание «литературных визиток» о жизни

и творчестве А. И. Солженицына

(Учащиеся составляют тезисы.)

Примерные тезисы

1918—1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.

1941—1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.

1956—1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.

1974—1994 гг. Изгнание. Литературная и общественная дея­тельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаклю­чённым и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».

1994—2000-е гг. Возвращение на родину. А. И. Солженицын на Ставрополье (1994).

Слово учителя

— «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-1951 гг. на общих работах была создана эта повесть. Главный герой повести Солженицына — Иван Денисович Шухов, узник сталинского лагеря. Автор от лица своего героя повествует об одном дне из трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит, чтобы понять, какая об­становка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключённых, ужаснуться этому. Лагерь — это осо­бый мир, существующий отдельно, параллельно нашему, свободно­му миру. Здесь другие законы, отличающиеся от привычных нам, здесь каждый выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслыш­ке, а по своему личному опыту. Именно поэтому повесть поражает своим реализмом.

Заслушивание сообщения учащегося «История создания,

появления повести «Один день Ивана Денисовича» в печати

и общественный резонанс, вызванный её публикацией»

5. Аналитическая беседа

Из сообщения мы узнали, что итоговым названием повести стало «Один день Ивана Денисовича». Как вы думаете, почему Александр Исаевич изменил название? Что автор хотел донести до своего читателя через заголовок?

Какой смысловой подтекст заключает в себе это название? Со­поставьте: «Щ-854» и «Один день Ивана Денисовича», в чём вы видите разницу?

Какова роль экспозиции?

Из экспозиции мы узнаём жизненную философию главного ге­роя. В чём она заключается?

Какой эпизод повести является завязкой?

Как развиваются события дальше?

Какие моменты в развитии действия можно выделить особо? В чём заключается их роль?

Как в этих эпизодах проявляется характер главного героя?

Какова художественная функция подробной детализации отдель­ных моментов в жизни лагерника?

Описывая «шмон» перед выходом на работу, автор выстраива­ет семантическую цепочку. Определите её роль для раскрытия идеи всего произведения.

Какой эпизод повести можно обозначить как кульминацион­ный? Почему кладку стены автор делает наивысшей точкой в развитии сюжета?

Чем заканчивается повесть? Что является развязкой?

Почему день, изображённый в повести, герой считает счастли­вым?

Только ли об одном дне Шухова (и только ли Шухова?) говорит автор?

Как автор достигает расширения временного пространства?

Какие особенности композиции повести «Один день Ивана Де­нисовича» можно отметить?

Какая авторская идея выражена в повести?

Что можно сказать о пространственной организации повести? Найдите пространственные координаты в произведении?

Пространство, в котором живут герои, замкнуто, ограничено со всех сторон колючей проволокой, даже когда колонна «выходит в степь», её сопровождает «конвой, справа и слева от колонны ша­гах в двадцати, а друг за другом через десять шагов», сверху оно за­крыто светом прожекторов и фонарей, которых «так много. было натыкано, что они совсем засветляли звёзды». Небольшие участки

открытого пространства оказываются враждебны и опасны, не случайно в глаголах движения — спрятался, захлопался, трусцой побежал, сунул, влез, спешил, нагнал, прошвырнул — нередко звучит мотив укрытия. Этим автор ещё раз показывает, что перед героями стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно, и замечает, что такая замкнутость и жёсткая регламентированность всех сфер жизни — свойство не только лагеря, а тоталитарной системы в целом.

6. Обобщение учителя

— Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана в 1959 г., а в печати появилась только через три года под названием «Щ-854. Один день одного зэка», но из-за проблем с публикацией заглавие пришлось изменить позже на более нейтральное.

Произведение произвело оглушительное впечатление на сво­их первых читателей и стало ярким событием не только в лите­ратурной, но и в общественной жизни. Чем же это было вызвано? Прежде всего тем, что А. И. Солженицын строил свой рассказ на материале недавнего исторического прошлого, свидетелем и не­посредственным участником которого был он сам. С другой сто­роны, автор в произведении обратился к новой и необычной для того времени теме — теме судьбы личности в жёстких условиях тоталитаризма.

В жанровых определениях своих произведений автор стремит­ся «умалить» жанр: повесть «Один день Ивана Денисовича» он на­зывает рассказом, роман «Раковый корпус» — повестью.

Такая жанровая трактовка объясняется особенностью художе­ственного мира Солженицына. В самом названии «Одного дня.» например, проявляется принцип сжатия художественного време­ни: в одном дне лагерного зека А. И. Солженицыну удаётся пока­зать чуть ли не всю его жизнь, в которой отразилась одна из граней национальной жизни середины XX в. Размышляя о сжатии време­ни и пространства, автор вспоминал о возникновении этого замы­сла: «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там, всю историю лагерей,— а доста­точно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно опи­сать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряже­нием! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней.

И только чтоб чего-нибудь не пропустить». Такое нарочитое сжа­тие временных рамок необходимо писателю для того, чтобы в од­ном произведении совместить два столь необходимых ему аспекта жанрового содержания: романический, связанный с изображени­ем частной жизни, и национально-исторический, показывающий судьбу нации в критический и трагический момент её развития. На художественном уровне это проявляется в том, что частные судьбы героев А. И. Солженицына даны в контексте глобальных истори­ческих процессов, калечащих и разрушающих эти частные судь­бы, мешающих реализации насущных человеческих устремлений, прежде всего, любви и семьи, то есть того, что и является самым естественным предметом изображения в романном жанре.

Событием было всё: тема, сюжет, система образов, язык. Осо­бенностью композиции является то, что автор не разделяет рассказ на главы и части, поэтому один день героя представляется нам как единый и непрерывный временной поток.

Важную идейно-художественную роль играет в повести язык. Он прост, доступен. Язык автора практически неотличим от языка героя — Ивана Денисовича Шухова — всё в произведении представ­лено увиденным глазами заключённого. Примечательно заглавие рассказа, явно перекликающееся с толстовским (повесть «Смерть Ивана Ильича») и предупреждающее о том, что перед нами — че­ловек.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Век жизни А. И. Солженицына, предшествовавший «Одно­му дню.», не просто длился гораздо «дольше». Он был весьма драматичен, полон нелёгких испытаний. Как вы оцениваете жизненный путь А. И. Солженицына? Что есть поучительного в опыте его самосозидания, импровизации судьбы?

Прочитайте высказывания А. И. Солженицына «Из примеча­ний к рассказу "Один день Ивана Денисовича" о том, как воз­ник замысел произведения. Почувствовали ли вы «докумен­тальность» произведения, читая его самостоятельно? В чём она проявляется?

Как замысел «описать весь лагерный мир — одним днём» опре­делил композицию произведения?

Можно ли сказать, что «в одном дне одного среднего, ничем не примечательного человека» концентрируется сразу много этих дней, показана «вся история лагерей»?

VI. Домашнее задание

Прочитать отрывок из книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», рассказывающий о жизни заключённых («туземцев») (т. 2, ч. 3).

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru