Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества: «Поэма без героя»

 

Цель: ознакомить учащихся с особенностями творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечествен­ной войны и в послевоенные годы; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведе­ния как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и рас­ширению эстетического кругозора учащихся.

Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «Поэма без героя», стихотворения И. А. Бродского, Е. А. Ев­тушенко, М. И. Цветаевой, высказы­вания об А. А. Ахматовой (на доске).

Прогнозируемые

результаты: учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, опре­деляют мотивы и темы творчества А. А. Ахма­товой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотво­рения; отмечают своеобразие лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание А. А. Ах­матовой в ранний период творчества (сборники «Вечер», «Чёт­ки»)? Как изменялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы?

В чём своеобразие поэтического языка стихотворения «Смяте­ние»? Отметьте логические «сбои», неожиданные переходы, па­узы, необычный выбор союзов, знаков препинания в этом сти­хотворении. Чем они могут быть обоснованы?

В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «Реквием»? Ка­кую роль играют в ней «Эпиграф», «Посвящение» и «Эпилог»?

Какие строки поэмы «Реквием» более всего напомнили вам ран­нее творчество А. А. Ахматовой?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Война застала А. А. Ахматову в Ленинграде. Судьба её в это время по-прежнему складывалась тяжело: вторично аре­стованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобо­ждению ни к чему не приводили. Известная надежда на облегче­ние жизни возникла перед 1940 г., когда ей было разрешено соб­рать и издать книгу избранных произведений. Но А. А. Ахматова не могла включить в неё ни одного из стихотворений, напрямую касавшихся тягостных событий тех лет. между тем творческий подъём продолжал быть очень высоким, и, по словам поэта, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь.»

Анна Андреевна писала, что именно с 1940 г. — со времени по­эмы «Путём всея земли» и работы над поэмой «Реквием» — она стала смотреть на всю через минувших событий как бы с некоей высокой башни. В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клят­ва», «Мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько произведений более крупного плана, в которых она осмысливает всю историческую значимость революционного времени, вновь возвращается памятью к эпохе 1913 г., заново пересматривает её, судит, многое — прежде до­рогое и близкое — решительно отбрасывает, ищет истоки и следствия. Это не уход в историю, а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны, своеобразное, свойственное тогда не только ей историко- философское осмысление развернувшейся на её глазах войны.

Творческим синтезом поэтического развития А. А. Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более два­дцати лет (1940-1962). Личная судьба поэта и судьба её «поколе­ния» получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников, но и её родины.

IV. Работа над темой урока

Заслушивание сообщений учащихся

«война в судьбе и поэзии Анны Ахматовой»

Слово учителя

— Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 г. В годы войны тема Родины становится ведущей в её лирике. В стихотво­рении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,—

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Во время войны на первый план выдвинулись общечеловече­ские ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невоз­можным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея стихотворения «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова,— вот ради чего народ совершает свой подвиг.

Аналитическая беседа по стихотворению «Мужество»

К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?

Отчего поэт придаёт такое великое значение слову и родному

языку?

Сопоставление стихотворения в прозе «Русский язык»

И. С. Тургенева и стихотворения «Мужество» А. А. Ахматовой

(в парах)

Какое чувство объединяет оба произведения?

Какие сходные образы и мотивы есть в этих стихотворениях?

Обобщение учителя

— Творчество А. А. Ахматовой периода Великой Отечествен­ной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова была в смятении, поняв, что «угодила» власти.

В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики ста­новится Петербург — Петроград — Ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. А. А. Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. Именно тогда поэтом было много написано о Конце, последнем сроке, «последней странице» судьбы. Время на­учило её и в жизни, и в творчестве быть «мужественно жестокой»(Л. К. Чуковская). В некоторых стихотворениях А. А. Ахматова исследует диалектику Конца, который приближается постепенно, но распознается людьми не сразу. Логике художника была близка триада (историческое событие в сознании поэта одновременно пред­ставало как бы в трёх проекциях — предыстория, «настоящая» история и Высший суд над ней). Конец, по А. А. Ахматовой, насту­пает также в три этапа; процесс неотвратим, а ситуация неразре­шима потому, что человек не в состоянии её контролировать. Исто­ки Конца скрыты от наших глаз, мы пассивные свидетели только третьего этапа — или финала. В эвакуации и после возвращения в Ленинград поэт пишет «Три осени» (1943) и «Есть три эпохи у воспоминаний.» (1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни, второе — одно из самых мужественных и жестоких стихотворений ХХ в. — посвящено концу памяти. Страшнее смер­ти, по А. А. Ахматовой, может быть только забвение.

Заслушивание сообщения учащихся «Творчество поэтессы

в первое послевоенное десятилетие»

Работа над идейно-художественным содержанием поэмы

«Поэма без героя»

1) Рассказ учителя

— «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,— пишет о ней А. А. Ахматова,— в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вест­ника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день моей последней ленинград­ской зимы. Её появлению предшествовало несколько мелких и не­значительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями.

В ту ночь я написала два куска первой части («1913 год») и «По­священие». В начале января я почти неожиданно для себя напи­сала «Решку», а в Ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. «Я посвящаю эту поэму памяти её первых слу­шателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи» (А. А. Ахматова).

Это произведение — раздумья поэта о своей эпохе и своей судь­бе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Андреевне осмыслить настоящее. Поэт погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внут­ренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.

«Поэма без героя» — произведение трагедийное, однако тра­гизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает чело­веческие стойкость, гуманизм и сострадание. Тяжёлое, горестное и страшное время, пережитое Россией и её народом, преобразилось в «Поэме без героя» в прекрасные поэтические строки. В этом — великая тайна подлинной поэзии, в которой поэт выражает самое заветное и сокровенное.

Аналитическая беседа

А. А. Ахматова в одном из писем утверждала: «Тем же, кто не знает некоторые «петербургские обстоятельства», поэма бу­дет непонятна и неинтересна». О каких «петербургских обсто­ятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы?

В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и ком­позиции?

Каким предстаёт Серебряный век в «Поэме без героя»? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют «серебряный век»?

Как вы объясните смысл названия «Поэма без героя»? Как ре­шается в поэме проблема героя? Какой образ в поэме может рас­сматриваться как явный антигерой?

Проблемный вопрос

Современный исследователь Р. Д. Тименчик важнейшими тема­ми «Поэмы без героя» называет «познание» и «самопознание». Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное су­ждение? Как связаны с авторским замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Обобщение учителя

— «Поэма без героя» кончается на самом тяжёлом времени войны. Воскресив в её начальной главе далёкий 1913 г., осознав и запечатлев, как всегда, бескомпромиссно и сурово, внутренние повороты своей жизни, Ахматова пришла в «Эпилоге» к великому и нетленному образу Родины, вновь стоящей на самом переломе двух грандиозных эпох. Поэма как начиналась, так и кончается трагедийно, но трагедийность «Эпилога» существенно отличается от самой атмосферы «Петербургской повести». В «1913 годе» ге­роиня, вовлекаемая в хоровод призраков, нередко находилась на грани трагической опустошённости. Видения прошлого вызывали у неё сознание трагической вины, как бы сопреступления, соуча­стия в некоей общей драме, где она тоже сыграла свою — и немало­важную — роль.

В «Эпилоге» автор, не забывая о прошлых и тяжких для души наслоениях времён, целиком отдаётся сегодняшнему дню. Заботы и треволнения, новая, на этот раз всеобщая и потому несравненно более серьёзная, народная беда волнуют А. А. Ахматову в чрезвы­чайной степени. Образ воюющей России, возникающий в «Эпило­ге» как торжественный венец всей поэмы, достойно и логично за­канчивает это обширное поэтическое создание Ахматовой — одно из самых серьёзных и интересных произведений современной рус­ской поэзии.

Заслушивание сообщения учащихся «Конец творческого

пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой»

«Практикум начинающего литературоведа»

(работа в мини-группах)

Задание для 1-й группы. Сравните стихотворение И. А. Брод­ского «День кончился, как если бы она.», посвящённое А. А. Ах­матовой, и стихотворение Е. А. Евтушенко «Памяти Ахматовой». Как решают авторы проблему отношения поэта и времени?

Задание для 2-й группы. Прочитайте и проанализируйте сти­хотворения А. А. Ахматовой «Можжевельника запах сладкий.» и М. И. Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи.». Какая тема объединяет их? В чём своеобразие художественных средств, использованных поэтами для раскрытия этой темы?

Задание для 3-й группы. По словам М. И. Цветаевой, А. А. Блок сказал об А. А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опро­вергните её или отыщите в стихах А. А. Ахматовой доказательства его правоты.

Задание для 4-й группы. В 1923 г. Б. М. Эйхенбаум, исследо­ватель творчества А. А. Ахматовой, писал: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман». На «романность» её лирики указы­вал и В. В. Гиппиус в 1918 г.: «Эта лирика пришла на смену умер­шей или задремавшей форме романа». В каких лирических циклах или поэмах А. А. Ахматовой можно найти подтверждение этим на­блюдениям? Обоснуйте своё мнение.

Задание для 5-й группы. Об афористичности поэтического язы­ка А. А. Ахматовой писали многие критики. Выпишите строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по те­мам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?

Презентация результатов работы представителями групп

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Трудным и сложным был путь Анны Андреевны Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и тяжёлой жизни к реалистичности и историзму. Титуло­ванная когда-то званием «Сафо XX столетия», она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Её главным до­стижением и индивидуальным художественным открытием была, прежде всего, любовная лирика. Страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались поэтессой с величайшей психологической глубиной и точностью.

В этом несравненном психологизме постоянно напряжённого и драматического чувства она была прямой и достойнейшей на­следницей великой русской классической литературы. Недаром так часто оглядывалась она на творения великих русских масте­ров — от А. С. Пушкина до А. А. Блока. Не прошла А. А. Ахматова и мимо психологической прозы Н. В. Гоголя, Ф. И. Достоевского, Л. Н. Толстого. Многообразно разветвлённые традиции и влияния западных и восточных литератур также вошли в своеобразный ах- матовский стих, упрочив и укрепив его общечеловеческую куль­турную основу.

И это всё о ней

А. Т. Твардовский писал, что «лирика Ахматовой — это меньше всего так называемая дамская, или женская, поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы мы видим всеобщность изображённого переживания, а это пер­вый признак подлинного, большого и высокого искусства»

«Она вылила в искусство,— писала об Ахматовой Л. Рейснер,— все мои противоречия, которым столько лет не было исхода. Теперь они — мра­мор, им дана жизнь вне меня, их гнетёт и соблазн перешёл в пантеон. Как я ей благодарна! А в общем, эти книги и радуют, и беспокоят, точно после долгой разлуки возвращаешься — на минуту и случайно — в ко­гда-то милый, но опостылевший, брошенный дом»

Б. М. Эйхенбаум писал в одной из своих рецензий: «Поэзия Ахмато­вой — сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем, говорить об его ком­позиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытали характерное чувство интере­са к сюжету — к тому, как разовьётся этот роман»

М. Шагинян писала, что «Ахматова умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и с бесценной ску­постью речи. Изысканная петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама,— она таит под этой личиною чудесней­шую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном её естестве»

Поэзия А. А. Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культур (обращение к высказывани­ям, расположенным на доске).

VI. Домашнее задание

Творческое задание:

подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что от­крыла мне поэзия А. А. Ахматовой?»;

подготовить устные рецензии о понравившихся стихотворени­ях А. А. Ахматовой, составленные как на основе собственных впечатлений, так и обобщений учителя.

Прочитать повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Дени­совича».

Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визит­ки» о жизни и творчестве А. И. Солженицына (2-3 учащихся); сообщение «История создания, появления повести «Один день Ивана Денисовича» в печати и общественный резонанс, вызван­ный её публикацией» (1 учащийся).

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru