Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон».
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
Дайте возможные толкования названия романа.
Установите временные и географические рамки каждой книги романа. Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам М. А. Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.
«Отношение к женщине, к любви у М. А. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь- страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.» — считал И. Жуков.
IV. Работа над темой урока
1. Анализ образа Аксиньи: беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17)
К началу действия романа Аксинье двадцать лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?
В какую семью попала Аксинья после замужества?
Прочитайте о том, что чувствовала Аксинья к Григорию Мелехову (ч. 1, гл. 7).
Зачем Аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?
Расскажите о встрече мужа и жены (Аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?
О чём говорили Аксинья и Григорий накануне его женитьбы? Что решил Григорий?
Как поэтично описано состояние душевных мук Аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её неутолённую страсть?
Вспомните, как о каждом из них — Аксинье, Григории, Степане — рассказывает Шолохов в гл. 12. Какие чувства испытывает читатель?
Прочитайте в главе ч. 3, гл. 19 два абзаца: «Аксинья с виду стойко переносила разлуку.» и следующий: «Цедились дни.».
Как встретила Аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.
Какие события в жизни Аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого Листницкого?
расскажите о неожиданном приезде Григория и о том, что последовало за этим.
Прочитайте отрывки из (ч. 7, гл. 1): от слов «Потом стрельба перемежилась.» и до слов «Так в слезах и уснула.» (четыре абзаца). Отчего плакала Аксинья?
Расскажите о последней встрече Аксиньи с Натальей (ч. 7, гл. 16). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?
Как произошло сближение Аксиньи с семьёй Мелеховых?
Зачем Аксинья идёт на кладбище?
Опишите обстоятельства гибели Аксиньи.
Обобщение учителя
— Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться её любовью и силой характера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу.» Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.
2. Анализ образа Натальи Мелеховой, беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16)
Почему Наталья согласилась выйти за Григория?
Как отнеслись к сватовству родители Натальи?
Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?
Прочитайте конец гл. 5. Кому вы сочувствуете больше — Григорию или Наталье? Аргументируйте свой ответ.
Как отнеслись к Наталье в семье Мелеховых? Что решает Григорий?
Как пыталась Наталья вернуть мужа?
Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это решение?
Когда к Наталье приходит счастье?
Прочитайте и прокомментируйте отрывки из (ч. 7, гл. 8), где описана духовная красота Натальи. Какой видит Наталью Григорий?
Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к Аксинье?
О чём говорили соперницы?
Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? Что, по-вашему, чувствовала она?
Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?
Перескажите кратко эпизод из ч. 7, гл. 16.
Обобщение учителя
Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то. Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего. Пусто.» Наталья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.
Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.
3. Постановка и решение проблемного вопроса
Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автор.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон», выбрав одну из тем:
«Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"»;
«Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. А. Шолохова»;
«Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"»;
«Григорий Мелехов в поисках правды».