Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Женские судьбы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

 

Цель: рассмотреть особенности создания женских обра­зов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с на­циональной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслитель­ную деятельность учащихся средствами художе­ственного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечело­веческим духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюст­рации к роману «Тихий Дон».

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют це­лостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в ро­мане; анализируют главы в соответствии с постав­ленным заданием.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

IОрганизационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Дайте возможные толкования названия романа.

Установите временные и географические рамки каждой книги романа. Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охва­та действительности?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные со­циальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась че­ловеческая жизнь. Сам М. А. Шолохов характеризовал своё произ­ведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-ка­зачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донс­ких казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

«Отношение к женщине, к любви у М. А. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестоко­сти, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь- страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горь­кую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдав­шей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка.» — считал И. Жуков.

IV. Работа над темой урока

1. Анализ образа Аксиньи: беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17)

К началу действия романа Аксинье двадцать лет. Какая траге­дия произошла с ней до замужества?

В какую семью попала Аксинья после замужества?

Прочитайте о том, что чувствовала Аксинья к Григорию Меле­хову (ч. 1, гл. 7).

Зачем Аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?

Расскажите о встрече мужа и жены (Аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?

О чём говорили Аксинья и Григорий накануне его женитьбы? Что решил Григорий?

Как поэтично описано состояние душевных мук Аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её не­утолённую страсть?

Вспомните, как о каждом из них — Аксинье, Григории, Степа­не — рассказывает Шолохов в гл. 12. Какие чувства испытыва­ет читатель?

Прочитайте в главе ч. 3, гл. 19 два абзаца: «Аксинья с виду стой­ко переносила разлуку.» и следующий: «Цедились дни.».

Как встретила Аксинья пришедшую к ней Наталью? Проком­ментируйте эту встречу.

Какие события в жизни Аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого Листницкого?

расскажите о неожиданном приезде Григория и о том, что по­следовало за этим.

Прочитайте отрывки из (ч. 7, гл. 1): от слов «Потом стрельба перемежилась.» и до слов «Так в слезах и уснула.» (четыре абзаца). Отчего плакала Аксинья?

Расскажите о последней встрече Аксиньи с Натальей (ч. 7, гл. 16). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григо­рия? Кто из них вызывает ваше сочувствие?

Как произошло сближение Аксиньи с семьёй Мелеховых?

Зачем Аксинья идёт на кладбище?

Опишите обстоятельства гибели Аксиньи.

Обобщение учителя

— Аксинью автор наделил противоречивым характером. Созда­вая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со все­ми её поступками, оправданными и убедительными». Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться её любовью и силой харак­тера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим сов­сем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняш­ка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи не­выносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу.» Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Про­стая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.

2. Анализ образа Натальи Мелеховой, беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16)

Почему Наталья согласилась выйти за Григория?

Как отнеслись к сватовству родители Натальи?

Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?

Прочитайте конец гл. 5. Кому вы сочувствуете больше — Григо­рию или Наталье? Аргументируйте свой ответ.

Как отнеслись к Наталье в семье Мелеховых? Что решает Гри­горий?

Как пыталась Наталья вернуть мужа?

Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это ре­шение?

Когда к Наталье приходит счастье?

Прочитайте и прокомментируйте отрывки из (ч. 7, гл. 8), где описана духовная красота Натальи. Какой видит Наталью Гри­горий?

Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она ре­шилась пойти к Аксинье?

О чём говорили соперницы?

Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? Что, по-вашему, чувствовала она?

Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?

Перескажите кратко эпизод из ч. 7, гл. 16.

 Обобщение учителя

Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала Акси­нья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной роди­телями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то. Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего. Пусто.» Ната­лья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она при­шлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и ме­тания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно прини­мает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить не­поправимое.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отча­янно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому ис­ходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григо­рию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

3. Постановка и решение проблемного вопроса

Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимо­сти от того, близок ли он с Аксиньей или в разлуке с ней, согре­вает его её любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, не­повторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочета­ние эпического изображения великих исторических событий с уди­вительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов про­стых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глу­бин сердца автор.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон», выбрав одну из тем:

«Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"»;

«Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. А. Шо­лохова»;

«Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"»;

«Григорий Мелехов в поисках правды».

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru