Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Трагедия Григория Мелехова, главного героя ро¬мана М. А. Шолохова «Тихий Дон»

 

Цель: сформировать у учащихся целостное представле­ние об особенностях характера и перипетиях судь­бы главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мы­слительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопостав­лению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечело­веческим духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюст­рации к роману «Тихий Дон», опорные схемы, цитаты.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют це­лостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; фор­мулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставлен­ным заданием.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, ле­жит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли то­полей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы род­ной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвя­тил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой ро­мана М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорий Мелехов.

Неотвратимо «шагает» по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопро­литных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре гроз­ных событий. Действие в романе развивается в двух планах — исто­рическом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григо­рия, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?

IV. работа над темой урока

1. Лекция учителя (с элементами беседы)

(Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова.)

Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Меле­хов? (Ответы учащихся с использованием цитат из текста.)

— Рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представ­ление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на по­роге грозных исторических событий. Григорий Мелехов — самая яркая личность из героев «Тихого Дона», неповторимая индиви­дуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Гри­гория — искренность, он никогда не врал самому себе.

Главного героя романа отличает острая эмоциональная реак­ция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, на­пример, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно под­резал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).

Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?

Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубив­ший живое существо?

Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?

Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?

Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, спо­собность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, состав­ляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.

Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанную сцену с од­ним из событий военного времен, когда Григорий убивает австрий­ского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях героя.

Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?

«Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове?

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незауряд­ная личность Григория Мелехова? (Ключевые слова записыва­ются на доске.)

Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является Ме­лехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (ч. 6).

Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся од­ним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем.». Это призна­ние Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими слова­ми — настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гиб­нуть на чужих хуторах.».

Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и пря­мым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способ­ный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч. 1, гл. 12), уход с Акси­ньей в Ягодное (ч. 2, гл. 11-12), столкновение с вахмистром (ч. 3, гл. 11), разрыв с Подтёлковым (ч. 3, гл. 12), столкновение с гене­ралом Фицхалауровым (ч. 7, гл. 10), решение вернуться в хутор, не дожидаясь амнистии (ч. 8, гл. 18). Подкупает искренность его побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что Мелехов — единственный персо­наж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.

Главный герой М. А. Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя ав­тор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».

Комментарий. Итог данного вида работы — опорная схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы на доске и в тетрадях.

Характерные черты образа Григория Мелехова


Аналитическая беседа

Комментарий. На доске — цитаты из текста романа для поста­новки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова.

«Что же ещё человеку надо?»

«Хороший казак, <...> а вот непутёвый».

«Какой-то чудаковатый».

«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».

«Несчастный человек».

Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?

Взгляните на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора.

Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?

Какие личностные качества и внешние обстоятельства предо­пределили его судьбу?

Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожа­ление?

Как ведёт себя Григорий Мелехов в сложной обстановке гра­жданской войны?

Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?

Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?

Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?

Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём тра­гедия главного героя романа?

Сопоставительная работа (в парах)

Сделайте сравнительную характеристику Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шоло­хов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно гражданской войны, ставит историю Григория Мелехова?

Постановка и решение проблемного вопроса (в группах)

Как же действовал Григорий: находился под властью обстоя­тельств или сам творил свою судьбу?

Коллективная работа по составлению спиральной схемы «Трагедия Григория Мелехова»

(Запись на доске и в тетрадях.)

Учитель. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жиз­ни — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX веке. «Григорий Меле­хов — целостный человек в трагически разорванном времени»,— по мнению Е. Тамарченко.

Трагедия Григория Мелехова


 

V. рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщение учителя

— Образ Григория Мелехова — своеобразное художественное открытие М. А. Шолохова. Это целостный, живой и яркий харак­тер, неотделимый от своей эпохи.

«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом он всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.

Сам М. А. Шолохов так определил основную идею своей кни­ги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно — движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове.»

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки, «перешёл Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у во­рот родного дома, держал на руках сына.» Критики долго и много спорили о дальнейшей судьбе Мелехова. Один из советских лите­ратуроведов утверждал, что Мелехов вольётся в социалистическую жизнь. Западные критики считали, что на следующий день казак будет арестован, а потом казнён.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, так как в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической фило­софии главного героя романа, человечества в XX в.: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине ребёнка на руках у отца (образ ребёнка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих «Донских рассказах» М. А. Шолохова, им завершается и «Судьба человека»).

VI. Домашнее задание

Знать содержание романа «Тихий Дон».

Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «Тихий Дон» (на примере образов Аксиньи и Натальи Мелеховой), по­добрав цитаты.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru