Цель: сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», опорные схемы, цитаты.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорий Мелехов.
Неотвратимо «шагает» по страницам «Тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре «Тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
IV. работа над темой урока
1. Лекция учителя (с элементами беседы)
(Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова.)
♦ Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответы учащихся с использованием цитат из текста.)
— Рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий. Григорий Мелехов — самая яркая личность из героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.
Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).
Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо?
Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанную сцену с одним из событий военного времен, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях героя.
Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
«Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове?
В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)
Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (ч. 6).
Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем.». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами — настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах.».
Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч. 1, гл. 12), уход с Аксиньей в Ягодное (ч. 2, гл. 11-12), столкновение с вахмистром (ч. 3, гл. 11), разрыв с Подтёлковым (ч. 3, гл. 12), столкновение с генералом Фицхалауровым (ч. 7, гл. 10), решение вернуться в хутор, не дожидаясь амнистии (ч. 8, гл. 18). Подкупает искренность его побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что Мелехов — единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.
Главный герой М. А. Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Комментарий. Итог данного вида работы — опорная схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы на доске и в тетрадях.
Характерные черты образа Григория Мелехова
Аналитическая беседа
Комментарий. На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова.
«Что же ещё человеку надо?»
«Хороший казак, <...> а вот непутёвый».
«Какой-то чудаковатый».
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
«Несчастный человек».
Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
Взгляните на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора.
Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?
Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?
Как ведёт себя Григорий Мелехов в сложной обстановке гражданской войны?
Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?
Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?
Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?
Сопоставительная работа (в парах)
Сделайте сравнительную характеристику Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно гражданской войны, ставит историю Григория Мелехова?
Постановка и решение проблемного вопроса (в группах)
Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?
Коллективная работа по составлению спиральной схемы «Трагедия Григория Мелехова»
(Запись на доске и в тетрадях.)
Учитель. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX веке. «Григорий Мелехов — целостный человек в трагически разорванном времени»,— по мнению Е. Тамарченко.
Трагедия Григория Мелехова
V. рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщение учителя
— Образ Григория Мелехова — своеобразное художественное открытие М. А. Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.
«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «Тихом Доне». В этом поиске — смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом он всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.
Сам М. А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно — движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове.»
В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки, «перешёл Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.» Критики долго и много спорили о дальнейшей судьбе Мелехова. Один из советских литературоведов утверждал, что Мелехов вольётся в социалистическую жизнь. Западные критики считали, что на следующий день казак будет арестован, а потом казнён.
Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, так как в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине ребёнка на руках у отца (образ ребёнка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих «Донских рассказах» М. А. Шолохова, им завершается и «Судьба человека»).
VI. Домашнее задание
Знать содержание романа «Тихий Дон».
Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «Тихий Дон» (на примере образов Аксиньи и Натальи Мелеховой), подобрав цитаты.