Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

 

Цель: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и зна­чение «Тихого Дона» как романа, передавшего правду о Гражданской войне, о трагедии народа; выявить позицию М. А. Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; развивать навыки сопостави­тельного анализа, самостоятельность суждений; воспитывать у учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа «Тихий Дон», иллюстрации к роману.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; комментиру­ют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; фор­мулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставлен­ным заданием.

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА

Iрганизационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Пресс»

Докажите, что творчество М. А. Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писате­лей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова- художника?

Как в произведениях М. А. Шолохова соотносятся судьба наро­да и судьба человека?

Слушание нескольких сообщений «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа "Тихий Дон"»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Тихий Дон» — удивительное название. Выставляя в заголовок романа старинное имя казачьей реки, М. А. Шолохов подчёркивает связь между эпохами, а также указывает на траги­ческие противоречия революционного времени: Дон хочется на­звать «кровавым», «мятежным», но никак не «тихим». Донским водам не смыть всей крови, пролитой на его берегах, не высушить слёз жён и матерей, не вернуть погибших казаков.

Финал романа-эпопеи высок и величествен: Григорий Мелехов возвращается к земле, сыну, покою. Но для него трагические собы­тия ещё не закончились: трагизм его положения в том, что «крас­ные» не забудут Мелехову его подвигов. Григория ждёт расстрел без суда и следствия или мучительная смерть в ежовских застенках.

И судьба Мелехова типична. Пройдёт всего несколько лет, и народ в полной мере почувствует, что такое на самом деле «революцион­ные преобразования в отдельно взятой стране». Народ-страдалец, народ-жертва стал материалом для исторического эксперимента, который продолжался более семидесяти лет.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Экспозиция «Тихого Дона» захватывает читателя. М. А. Шо­лохов вводит нас в мир российского пограничья, казачества. Быт этих воинов-поселенцев, сложившийся столетия тому назад, ярок и самобытен. Описание предков Мелехова напоминает ста­ринный сказ — неторопливый, полный любопытных подробно­стей. Спокойствие и довольство разрушает Первая мировая война. Мобилизация для донского казака — вовсе не то же самое, что, скажем, для рязанского мужика. Тяжело расставаться с домом и родными, но казак всегда помнит о своём великом предназна­чении — защите России. Настаёт время показать свою боевую выучку, послужить Богу, родине и царю-батюшке. Но минова­ли времена «благородных» войн: тяжёлая артиллерия, танки, газы, пулемётный огонь — всё это направлено против вооружён­ных всадников, донцов-молодцов. Главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов и его товарищи испытывают на себе убий­ственную мощь индустриальной войны, не только губящей тело, но и разлагающей дух. Из империалистической войны выросла война гражданская. И теперь брат шёл на брата, отец сражался с сыном. Идеи революции донское казачество восприняло нега­тивно: среди казаков были слишком сильны традиции, а их бла­госостояние было гораздо выше, чем в среднем по России. Однако казаки не стояли в стороне от драматических событий тех лет. Как свидетельствуют исторические источники, большинство под­держало «белых», меньшинство пошло за «красными». На при­мере Григория Мелехова писатель показал душевные метания человека, сомневающегося в правильности своего выбора. За кем идти? Против кого сражаться? Подобные вопросы мучат главного героя. Мелехову пришлось побывать в роли «белого», «красного» и даже «зелёного». И везде Григорий становился свидетелем че­ловеческой трагедии. Война железным катком проходила по те­лам и душам земляков.

В «военных» главах романа есть и батальные сцены, но сами по себе они не интересны автору. М. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдём опи­сания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Автора интере­сует другое — что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолохов­ского психологизма.

2. Аналитическая работа с текстом романа

(с чтением и пересказом отдельных эпизодов)

Выразительное чтение сцены «Григорий убивает австрийца» (ч. 3, гл. 5)

Какие психологические оттенки можно выделить в описании

внешности австрийца?

Как М. Шолохов передаёт состояние Григория?

В каких словах выражена авторская оценка происходящего?

Что открывает эта сцена в герое романа?

Вывод. В романе сильно выражен нравственный протест про­тив бессмысленности войны, её бесчеловечности. Рисуя эпизоды боевого крещения казаков, М. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов сцена «Григорий убивает австрийца», вызвавшая у героя сильное потрясение выделяется своей психологической вырази­тельностью.

Пересказ ч. 3, гл. 9

Вывод. Война в изображении Шолохова начисто лишена налё­та романтики, героического ореола. люди не совершали подви­га. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом.

Пересказ эпизода из ч. 3, гл. 20.

Вывод. Война в романе представлена в крови, страданиях. При­ведите примеры страданий героев романа на войне. Как война пов­лияла на Григория Мелехова?

М. Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным во­ином, вполне заслуженно получившим высокую награду — Георги­евский крест.

Чтение монолога Гаранжи из ч. 3, гл. 29

Вывод. Война сталкивает Григория с разными людьми, обще­ние с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт. Судьба сводит его с Гаранжой, который и пере­вернул жизнь Григория.

Что можно сказать о Гаранже?

Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи?

Чтение эпизода из ч. 5, гл. 10

Вывод. Война принесла полное разочарование, хотелось вер­нуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», обещание мира.

Здесь начинаются попытки Григория разобраться в слож­ном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде. Мучительные вопросы задаёт Гри­горию Октябрьская революция, расколовшая весь мир, и каза­ков в частности, на своих и чужих. Шолохов снова ставит своего героя перед выбором, и снова разные люди внушают ему разную правду.

Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтёлко- вым?

Выразительное чтение фрагмента из ч. 5, гл. 30

Вывод. Неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехо­ва от большевиков, так как она противоречила его представлени­ям о совести и чести. Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и «белых» и «красных», поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непо­нятного мира. Тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, ра­венство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разо­ру, ничего не даёт!». Григорий, спустя некоторое время, начинает службу в белоказачьих частях.

Как Григорий воспринимает казнь?

Чтение и анализ последнего эпизода второй книги

«... А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под мох­натым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета де­вять дымчато-синих краплёных яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперённым крылом.»

Финал второй книги романа имеет символический смысл. Как вы думаете, какой?

3. Сопоставительная работа (в парах)

Каково соотношение «войны» и «мира» в романе М. А. Шоло­хова? Сопоставьте композицию «Тихого Дона» с композицией романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В чём М. А. Шолохов следует за А. Н. Толстым? Что необычного в художественной структуре романа «Тихий Дон»?

рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Какова роль первой книги в романе «Тихий Дон»? Почему М. А. Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до вой­ны?

Как изображается в романе война? С какой целью М. А. Шоло­хов описывает события военного времени с натуралистически­ми подробностями?

Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описа­ний?

Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвёртой книгах романа, когда писатель обращается к изо­бражению «горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне»?

обобщение учителя

— Гражданская война ещё раз доказала, что справедливых войн не бывает. расстрелы, предательства, пытки стали при­вычными для обеих воюющих сторон. Шолохов находился под идеологическим прессом, но всё же ему удалось донести до чи­тателя бесчеловечный дух эпохи, где бесшабашная удаль побе­ды и свежий ветер перемен соседствовали со средневековой же­стокостью, равнодушием к отдельно взятому человеку, жаждой убийства.

Домашнее задание

Знать содержание романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Подготовиться к беседе, продумав ответы на вопросы:

«Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове?

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незауряд­ная личность Григория Мелехова?

Какую роль в характеристике героя играют его внутренние мо­нологи?

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru