Цель: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и значение «Тихого Дона» как романа, передавшего правду о Гражданской войне, о трагедии народа; выявить позицию М. А. Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений; воспитывать у учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа «Тихий Дон», иллюстрации к роману.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
Тип урока: комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
«Пресс»
Докажите, что творчество М. А. Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова- художника?
Как в произведениях М. А. Шолохова соотносятся судьба народа и судьба человека?
Слушание нескольких сообщений «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа "Тихий Дон"»
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Тихий Дон» — удивительное название. Выставляя в заголовок романа старинное имя казачьей реки, М. А. Шолохов подчёркивает связь между эпохами, а также указывает на трагические противоречия революционного времени: Дон хочется назвать «кровавым», «мятежным», но никак не «тихим». Донским водам не смыть всей крови, пролитой на его берегах, не высушить слёз жён и матерей, не вернуть погибших казаков.
Финал романа-эпопеи высок и величествен: Григорий Мелехов возвращается к земле, сыну, покою. Но для него трагические события ещё не закончились: трагизм его положения в том, что «красные» не забудут Мелехову его подвигов. Григория ждёт расстрел без суда и следствия или мучительная смерть в ежовских застенках.
И судьба Мелехова типична. Пройдёт всего несколько лет, и народ в полной мере почувствует, что такое на самом деле «революционные преобразования в отдельно взятой стране». Народ-страдалец, народ-жертва стал материалом для исторического эксперимента, который продолжался более семидесяти лет.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Экспозиция «Тихого Дона» захватывает читателя. М. А. Шолохов вводит нас в мир российского пограничья, казачества. Быт этих воинов-поселенцев, сложившийся столетия тому назад, ярок и самобытен. Описание предков Мелехова напоминает старинный сказ — неторопливый, полный любопытных подробностей. Спокойствие и довольство разрушает Первая мировая война. Мобилизация для донского казака — вовсе не то же самое, что, скажем, для рязанского мужика. Тяжело расставаться с домом и родными, но казак всегда помнит о своём великом предназначении — защите России. Настаёт время показать свою боевую выучку, послужить Богу, родине и царю-батюшке. Но миновали времена «благородных» войн: тяжёлая артиллерия, танки, газы, пулемётный огонь — всё это направлено против вооружённых всадников, донцов-молодцов. Главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов и его товарищи испытывают на себе убийственную мощь индустриальной войны, не только губящей тело, но и разлагающей дух. Из империалистической войны выросла война гражданская. И теперь брат шёл на брата, отец сражался с сыном. Идеи революции донское казачество восприняло негативно: среди казаков были слишком сильны традиции, а их благосостояние было гораздо выше, чем в среднем по России. Однако казаки не стояли в стороне от драматических событий тех лет. Как свидетельствуют исторические источники, большинство поддержало «белых», меньшинство пошло за «красными». На примере Григория Мелехова писатель показал душевные метания человека, сомневающегося в правильности своего выбора. За кем идти? Против кого сражаться? Подобные вопросы мучат главного героя. Мелехову пришлось побывать в роли «белого», «красного» и даже «зелёного». И везде Григорий становился свидетелем человеческой трагедии. Война железным катком проходила по телам и душам земляков.
В «военных» главах романа есть и батальные сцены, но сами по себе они не интересны автору. М. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдём описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Автора интересует другое — что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма.
2. Аналитическая работа с текстом романа
(с чтением и пересказом отдельных эпизодов)
Выразительное чтение сцены «Григорий убивает австрийца» (ч. 3, гл. 5)
Какие психологические оттенки можно выделить в описании
внешности австрийца?
Как М. Шолохов передаёт состояние Григория?
В каких словах выражена авторская оценка происходящего?
Что открывает эта сцена в герое романа?
Вывод. В романе сильно выражен нравственный протест против бессмысленности войны, её бесчеловечности. Рисуя эпизоды боевого крещения казаков, М. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов сцена «Григорий убивает австрийца», вызвавшая у героя сильное потрясение выделяется своей психологической выразительностью.
Пересказ ч. 3, гл. 9
Вывод. Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом.
Пересказ эпизода из ч. 3, гл. 20.
Вывод. Война в романе представлена в крови, страданиях. Приведите примеры страданий героев романа на войне. Как война повлияла на Григория Мелехова?
М. Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду — Георгиевский крест.
Чтение монолога Гаранжи из ч. 3, гл. 29
Вывод. Война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт. Судьба сводит его с Гаранжой, который и перевернул жизнь Григория.
Что можно сказать о Гаранже?
Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи?
Чтение эпизода из ч. 5, гл. 10
Вывод. Война принесла полное разочарование, хотелось вернуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», обещание мира.
Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде. Мучительные вопросы задаёт Григорию Октябрьская революция, расколовшая весь мир, и казаков в частности, на своих и чужих. Шолохов снова ставит своего героя перед выбором, и снова разные люди внушают ему разную правду.
Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтёлко- вым?
Выразительное чтение фрагмента из ч. 5, гл. 30
Вывод. Неоправданная бесчеловечность оттолкнула Мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и «белых» и «красных», поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непонятного мира. Тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не даёт!». Григорий, спустя некоторое время, начинает службу в белоказачьих частях.
Как Григорий воспринимает казнь?
Чтение и анализ последнего эпизода второй книги
«... А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под мохнатым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих краплёных яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперённым крылом.»
Финал второй книги романа имеет символический смысл. Как вы думаете, какой?
3. Сопоставительная работа (в парах)
Каково соотношение «войны» и «мира» в романе М. А. Шолохова? Сопоставьте композицию «Тихого Дона» с композицией романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В чём М. А. Шолохов следует за А. Н. Толстым? Что необычного в художественной структуре романа «Тихий Дон»?
рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
Какова роль первой книги в романе «Тихий Дон»? Почему М. А. Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?
Как изображается в романе война? С какой целью М. А. Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями?
Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?
Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвёртой книгах романа, когда писатель обращается к изображению «горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне»?
обобщение учителя
— Гражданская война ещё раз доказала, что справедливых войн не бывает. расстрелы, предательства, пытки стали привычными для обеих воюющих сторон. Шолохов находился под идеологическим прессом, но всё же ему удалось донести до читателя бесчеловечный дух эпохи, где бесшабашная удаль победы и свежий ветер перемен соседствовали со средневековой жестокостью, равнодушием к отдельно взятому человеку, жаждой убийства.
Домашнее задание
Знать содержание романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Подготовиться к беседе, продумав ответы на вопросы:
«Добрый казак» — какой смысл вкладывает М. А. Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове?
В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория Мелехова?
Какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи?