Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Трагическая любовь героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающей пошлостью

 

Цель: ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви; всесторонне обсудить тему, проведя глубо­кий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружа­ющей пошлостью; развивать творческое мыш­ление учащихся, умение анализировать, делать выводы; уяснить нравственные уроки М. А. Бул­гакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману, запись на доске.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; формулиру­ют проблемы, поднятые писателем; комментиру­ют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; участвуют в дискуссии; делают выводы о нравс­твенных уроках романа.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Решение проблемного вопроса

Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух

влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены?

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. М. А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» ро­маном, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов спо­ры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман- мистерия. Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Ма­стера и Маргариты» — роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская — Иешуа и Понтии Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мисти­ческая и сатирическая — Воланд, его свита и москвичи), облечён­ные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествова­ния, тесно связывает между собой образ Воланда.

«Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеюще­го ею чувства, доходящего до полного самопожертвования. С об­разом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме застройщика с неиз­менной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы Мастера.» (В. Агеносов)

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете насто­ящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её Маргарита.

Работа над темой урока

1. Беседа

Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?

Расскажите о Мастере и Маргарите. Как они жили до встречи?

Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошёл в неё Мастер?

Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу?

Что случилось с Маргаритой, когда Мастер исчез?

Выразительное чтение заранее подготовленных учащихся наизусть стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»

О чём это стихотворение?

Каким вы представляете героя «Баллады»?

Аналитическая работа с текстом романа «Мастер и Маргарита»

Анализ эпизода «Погром в квартире Латунского»

Каково место эпизода «Погром в квартире Латунского» в идей­ном замысле автора?

Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождают­ся эти действия?

Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?

Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»

Каково место эпизода в развитии сюжета?

Какова пространственно-временная организация текста?

Какие изобразительно-выразительные средства использует ав­тор, чтобы передать атмосферу бала?

Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Как она ведёт себя и какова её задача?

Каково её самочувствие и как она переносит страдания?

Почему она не напомнила Воланду о его обещании?

Какой поступок Маргариты можно считать достойным коро­левы?

Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения. Докажите, что это так. Проведите анализ лексики: выделите слова-сигналы или ключевые слова, обозначающие различные «виды падений». В прямом или переносном значении употреб­ляются эти слова? Что это может означать?

Почему Воланд вмешивается в судьбу главных героев романа? Как он с ними поступает?

Мини-дискуссия

«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» — вос­клицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

Любовь-жертва, любовь-взаимопонимание, любовь-страсть. Ка­кую любовь рисует автор?

Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщи­ны?

Как в главах о любви М. А. Булгаков использует приём проти­вопоставления?

5. Коллективная работа сопоставительного характера с заполнением Диаграммы Венна

(Запись на доске и в тетрадях.)

Комментарий. Почему Булгаков отказал Мастеру в свете, а дал покой? Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэ­тому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что Мастер недостоинсвета. Маргарита же своей любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а по­кой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее, на границе двух миров — света и тьмы — Маргарита становится поводырём и хранителем возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засы­пать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуж­дать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты стру­ятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать».

Рефлексия. Подведение итогов урока

«Микрофон»

Любовь Мастера и Маргариты. Какая она?

 

Он                                                 Она

 

Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложе­ние: «Любовь — это…»

Каков смысл финала романа?

Обобщающее слово учителя

— Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в ат­мосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская ли­тература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справед­ливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низос­ти, пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я по­кажу тебе такую любовь!»

«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия. Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решён иначе, чем в гётевской поэме, где перед силой любви «сда­лась природа сатаны. он не снёс её укола. Милосердие побороло», и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде про­являет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на при­роду сатаны, ибо на самом деле судьба гениального Мастера предо­пределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить Мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.» — пишет Б. Соколов в «Булгаковской энциклопедии».

Домашнее задание

Знать содержание романа «Мастер и Маргарита».

Из гл. 5, 28 выбрать описание нравов современной М. А. Булга­кову писательской среды.

Перечитать гл. 13, в которой изложена драматическая история Мастера.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru