Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок развития речи в 5 классе "Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства"

Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения.

Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
      Подготовка к сочинению
      Определим тему сочинения так: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
      Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
      Пример сложного плана сочинения
      I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
      II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
      1. Кто такой Герасим?
      2. Как он выглядит?
      3. Какие поступки совершает?
      4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
      5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
      III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
      Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
      Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
      Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
      Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
      Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.
      Домашнее задание
      На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru