I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем краткий (!) рассказ о Чехове. Напомним, что краткий рассказ связан с умением выбрать главное, самое существенное и четко изложить эту информацию.
Сообщение ученика
Антон Павлович Чехов родился в семье купца в городе Таганроге. Отец будущего писателя был человеком строгим, он хотел, чтобы дети хорошо учились и занимались пением и музыкой. Чехов учился в гимназии, где учитель Закона Божия Покровский часто рассказывал ученикам о литературе. Он прозвал Чехова Антошей Чехонте. Потом писатель сделал это прозвище своим псевдонимом.
В семье было много детей: пять братьев и одна сестра. Все были очень талантливыми людьми. Сам Антон Павлович любил театр и литературу, он часто выдумывал смешные истории и в лицах рассказывал их слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал «Заика».
В 19 лет Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет и через пять лет закончил его. Он начинает работать врачом, но постепенно все больше времени уделяет литературе. Первые рассказы писателя — юмористические.
Выразительное чтение
Слушаем выразительное чтение по ролям рассказа «Хирургия».
II. Юмористические рассказы Чехова
Рассказы Чехова достаточно сложны для пятиклассников. В 6 классе они будут изучать рассказ «Толстый и тонкий», в 7-м — рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон», «Размазня».
На уроке внеклассного чтения в 5 классе стоит выбрать для чтения такое произведение, которое сможет прозвучать полностью на уроке: в пересказе чеховские миниатюры теряют свой юмор. Заранее подготовленный ученик или группа учеников может прочитать выбранный учителем или самостоятельно рассказ (например, «Толстый и тонкий», в соответствии с индивидуальным заданием, или «Налим», «Лошадиная фамилия»).
Домашнее задание
На усмотрение учителя.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений о весне: Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды»; А. Н. Плещеев. «Весна».