Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»"

Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.



      I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)
      — Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?
      «Сказка о рыбаке и рыбке».
      «Сказка о попе и о работнике его Балде».
      «Сказка о золотом петушке».
      «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
      — Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?

      II. Восстановление деформированного текста
      Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.
      Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.

Тексты для работы

1.         Слилися речи в шум невнятный;
      Жужжит гостей веселый круг;
      Но вдруг раздался глас приятный
      И звонких гуслей беглый звук;
      Все смолкли, слушают Баяна:
      И славит сладостный певец
      Людмилу-прелесть и Руслана
      И Лелем свитый им венец.

2.         Все четверо выходят вместе;
      Руслан уныньем как убит;
      Мысль о потерянной невесте
      Его терзает и мертвит.

3.         И все мне дико, мрачно стало:
      Родная куща, тень дубров,
      Веселы игры пастухов —
      Ничто тоски не утешало.

4.         В то время доблестный Фарлаф,
      Все утро сладко продремав,
      Укрывшись от лучей полдневных,
      У ручейка, наедине,
      Для подкрепленья сил душевных
      Обедал в мирной тишине.

5.         Ты догадался, мой читатель,
      С кем бился доблестный Руслан:
      То был кровавых битв искатель,
      Рогдай, надежда киевлян,
      Людмилы мрачный обожатель.

6.         Уж утро хладное сияло
      На темени полнощных гор;
      Но в дивном замке все молчало.
      В досаде скрытой Черномор,
      Без шапки, в утреннем халате,
      Зевал сердито на кровати.

7.         Ложится в поле мрак ночной;
      От волн поднялся ветер хладный.
      Уж поздно! путник молодой!
      Укройся в терем наш отрадный.

      III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников, послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971—1972, композитор Т. Хренников).

      Проверочная работа
      Беседуем по вопросам учебника):
      — Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными? (1-й вопрос.)
      Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.
      — Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (2-й вопрос.)
      Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):
      П. П. Ершов. «Конек-горбунок».
      А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
      С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
      Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
      В. М Гаршин. «Лягушка-путешественница».
      Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».
      М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».
      А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
      В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
      Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

      Домашнее задание
      Прочитать в учебнике статью С. Я. Маршака «О сказках Пушкина». Подготовить письменный ответ на вопрос: почему С. Я. Маршак называет пушкинскую сказку «прямой наследницей сказки народной»?
      Индивидуальное задание
      Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru