Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок в 5 классе "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна", братьев Гримм «Шиповничек» и «Царевна лягушка». Сходные и различные черты литературной и народной сказки"

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие:

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие:

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской и зарубежной  литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме.

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна»

Ход урока

     1. Орг. момент

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? (веселые мордашки) Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.

     2. Вступительная беседа.

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

     3.  Сообщение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

 А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 году.

Вы прочитали сказки народные,  В.А. Жуковского «Спящая царевна» и братье Гримм «Шиповничек» . Сегодня мы поговорим именно об этих сказках, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).

4. Анализ содержания сказки

- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

   - Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.

(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? А братьев Гримм? Почему?

· Наличие чуда

 · Столкновение с волшебной силой

 · Существование какого-либо запрета

 · Волшебные персонажи

 · Волшебные предметы

 · Символы

- Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку?

Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

Практикум:

1. Из-за чего произошли печальные события?

В сказке братьев Гримм «Шиповничек», печальные события произошли из-за обиды старой ведьмы, которую не пригласили на пир по случаю рождения принцессы: «Она воскликнула громким голосом:

- Королевна на пятнадцатом году должна уколоться веретеном и помереть».

В сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна» причины печальных событий особенно близки к сказке братьев Гримм: старая чародейка, которую не пригласили на пир по случаю рождения царской дочери, обиделась и наложила на царевну страшное заклятье:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду.

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет.

2. Кто исполнитель злой воли?

В сказке братьев Гримм исполнитель злой воли – пряха: «Принцесса взяла у старушки веретено, и оно тотчас укололо ей руку

Сказка В. А. Жуковского близка к близка сказке  братьев Гримм, так как злую волю чародейки исполнила старая пряха, о веретено которой укололась царевна:

Гостья жданая вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей

3. Кто помогает смягчить наказание?(последняя волшебница: «Но то будет не смерть, а только вековой сон».)

В «Спящей царевне» смягчить наказание помогла одиннадцатая чародейка, она заменила смерть на долгий сон:

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

4. Что является орудием зла?

В сказках братьев Гримм орудие зла – веретено: «Взяла у старушки веретено, и оно тотчас укололо ей руку».

В сказке В. А. Жуковского царевна тоже укололась веретеном:

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей.

Все исчезло из очей,

На нее находит сон,

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом

5. Как и кем снято проклятье?

В сказке  братьев Гримм проклятье снимает царевич: он целует царевну: «И он нагнулся и поцеловал её, и только он к ней прикоснулся, как открыла Шиповничек глаза, проснулась и поглядела на него».

В «Спящей царевне» королевич поцеловал ее, и она ожила от поцелуя:

Он души не удержал

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом.

6. Сопоставление финалов сказок.

Сказки  заканчиваются свадьбой между спасенной царевной и ее спасителем- молодым царевичем. Жуковский пишет, что он тоже был на свадебном пиру; мед, пиво пил, по усам текло да в рот не попало.

  7. Что в сказке Жуковского  и братьев Гримм напоминает русские народные сказки? Что отличает от них?
      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...», в  сказке есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
     Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.

 

Сходство

Различие

Идея-добро побеждает зло

Автор

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Более разнообразные приключения.

Построение: зачин, действия, концовка.

Стихотворная речь

Употребление устойчивых выражений

Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)

Волшебные «заколдованные предметы

Жанр

 

Дата написания

7. Рефлексия: 

А.С. Пушкин говорил:

 Сказка – ложь, да в ней намек,

 Добрым молодцам урок.

 – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
        Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Подведение итогов

Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

 

9. Домашнее задание.

 

 

Приложение№1.

Завязка

Развитие событий

Концовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходство

Различие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru