Цели урока:
1. обучающие:
Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
2. развивающие:
Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.
3. воспитывающие:
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской и зарубежной литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.
Метапредметные УУД:
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме.
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна»
Ход урока
1. Орг. момент
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? (веселые мордашки) Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.
2. Вступительная беседа.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
- Ребята, любите ли вы читать сказки?
- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?
3. Сообщение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)
А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 году.
Вы прочитали сказки народные, В.А. Жуковского «Спящая царевна» и братье Гримм «Шиповничек» . Сегодня мы поговорим именно об этих сказках, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).
4. Анализ содержания сказки
- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
- Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.
(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? А братьев Гримм? Почему?
· Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
- Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку?
Пророчество рака
Предсказания чародеек
Заколдованный сон
Пробуждение
Практикум:
1. Из-за чего произошли печальные события?
В сказке братьев Гримм «Шиповничек», печальные события произошли из-за обиды старой ведьмы, которую не пригласили на пир по случаю рождения принцессы: «Она воскликнула громким голосом:
- Королевна на пятнадцатом году должна уколоться веретеном и помереть».
В сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна» причины печальных событий особенно близки к сказке братьев Гримм: старая чародейка, которую не пригласили на пир по случаю рождения царской дочери, обиделась и наложила на царевну страшное заклятье:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду.
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет.
2. Кто исполнитель злой воли?
В сказке братьев Гримм исполнитель злой воли – пряха: «Принцесса взяла у старушки веретено, и оно тотчас укололо ей руку
Сказка В. А. Жуковского близка к близка сказке братьев Гримм, так как злую волю чародейки исполнила старая пряха, о веретено которой укололась царевна:
Гостья жданая вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей
3. Кто помогает смягчить наказание?(последняя волшебница: «Но то будет не смерть, а только вековой сон».)
В «Спящей царевне» смягчить наказание помогла одиннадцатая чародейка, она заменила смерть на долгий сон:
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
4. Что является орудием зла?
В сказках братьев Гримм орудие зла – веретено: «Взяла у старушки веретено, и оно тотчас укололо ей руку».
В сказке В. А. Жуковского царевна тоже укололась веретеном:
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей.
Все исчезло из очей,
На нее находит сон,
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом
5. Как и кем снято проклятье?
В сказке братьев Гримм проклятье снимает царевич: он целует царевну: «И он нагнулся и поцеловал её, и только он к ней прикоснулся, как открыла Шиповничек глаза, проснулась и поглядела на него».
В «Спящей царевне» королевич поцеловал ее, и она ожила от поцелуя:
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом.
6. Сопоставление финалов сказок.
Сказки заканчиваются свадьбой между спасенной царевной и ее спасителем- молодым царевичем. Жуковский пишет, что он тоже был на свадебном пиру; мед, пиво пил, по усам текло да в рот не попало.
7. Что в сказке Жуковского и братьев Гримм напоминает русские народные сказки? Что отличает от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...», в сказке есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
Сходство |
Различие |
Идея-добро побеждает зло |
Автор |
Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) |
Более разнообразные приключения. |
Построение: зачин, действия, концовка. |
Стихотворная речь |
Употребление устойчивых выражений |
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты») |
Волшебные «заколдованные предметы |
Жанр |
|
Дата написания |
7. Рефлексия:
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.
8. Подведение итогов
Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
9. Домашнее задание.
Приложение№1.
Завязка |
Развитие событий |
Концовка |
|
|
|
|
||
|
||
|
||
|
Сходство |
Различие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|