1. Решаемые учебные проблемы для учителя:
развитие речемыслительной деятельности учащихся через осмысление содержания рассказа «Антоновские яблоки» и восприятие его художественных особенностей;
- в процессе изучения текста рассказа подвести учащихся к
пониманию особенностей изображения И.А.Буниным прошлого
и настоящего, к определению своеобразия содержания и композиции рассказа;
- подвести учащихся к пониманию связи литературного
произведения (рассказа "Антоновские яблоки") с эпохой его
написания;
2. Задачи для учащихся:
- освоить содержание рассказа;
- понять связь темы и проблемы рассказа с эпохой его написания;
- увидеть своеобразие содержания и композиции рассказа;
- определить авторскую позицию в рассказе и способы её
выражения;
3. Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание чувства любви к Родине, интереса к её истории,
уважения к национальным традициям;
- определение нравственных ценностей читаемого произведения;
Метапредметные:
Познавательные:
- воспитание думающего читателя и человека;
- формирование умения анализировать, оценивать прочитанное;
- формирование критического мышления;
- формирование умения понимать проблему.
Регулятивные:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
- умение выполнять задание в соответствии с поставленными
задачами.
Коммуникативные:
- формирование умения адекватно воспринимать различные
виды информации, содержащиеся в тексте;
- формирование умения выражать свои мысли в соответствии
с конкретной коммуникативной ситуацией;
- формирование умения строить монологическое и диалогическое
аргументированное высказывание и уважать мнение оппонентов;
Предметные:
в познавательной (интеллектуальной ) сфере:
- выявление первого впечатления учащихся о прочитанном произведении;
- понимание связи литературного произведения с эпохой его написания,
выявление в нём вневременных, непреходящих нравственных ценностей
и их современного звучания;
- умение анализировать произведение, понимать и формулировать
его идею;
- умение определять интонационные особенности рассказа;
- владение литературоведческой терминологией;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
классической литературы;
- формулирование собственного отношения к рассказу;
- понимание авторской позиции в рассказе и своего отношения к ней;
в коммуникативной сфере:
- адекватное восприятие рассказа на слух, его осмысленное чтение;
- умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа;
- умение вести диалог;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
- эстетическое восприятие рассказа;
- формирование эстетического вкуса.
4. Учебный материал урока: текст рассказа И.А.Бунина
"Антоновские яблоки", строки из стихотворения И.А.Бунина,
высказывания Келдыша, М.Горького
5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Виды деятельности учителя: эвристическая беседа, рассказ, подведение учащихся к определённым выводам.
7. Виды деятельности учащихся: аналитическая беседа, работа с
эпиграфом, анализ текста и его фрагментов, диалог,
монологические ответы.
8. Тип урока по форме: диалогический;
по содержанию: освоение и изучение конкретного
произведения - рассказа "Антоновские
яблоки"
Ход урока
Предтекстовый структурный элемент урока:
1-й этап. Вхождение в тему урока:
1. Объявление темы урока учителем и знакомство с учебным материалом.
2. Целеполагание:
- Как вы думаете, какими могут быть цели нашего урока?
- Что предстоит сделать, чтобы достичь их?
2-й этап. Подготовка к вхождению в текст.
1. Работа с эпиграфом
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)
- Прочитайте слова И.А.Бунина. О чём они?
- Какова их главная мысль?
- Как они могут соотноситься с темой нашего урока и его целями?
Текстовый структурный элемент урока
3-й этап. Вхождение в текст.
Учитель: Вы прочитали рассказ И.А.Бунина "Антоновские яблоки".
- Вдумайтесь в заглавие рассказа. Судя по нему, о чём рассказ?
- Вспомните, что вы чувствовали, когда читали его, какое
настроение возникло у вас во время чтения?
- Почему именно именно такое настроение?
- Что , может быть, удивило вас в этом рассказе?
Кстати, вы не одиноки в своём чувстве удивления. Критики- современники Бунина писали о том, что в "Антоновских яблоках" "описывается всё, что попадает под руку".
- Каково ваше отношение к этому утверждению?
- Попробуем разобраться в том, о чём пишет Бунин.
4-й этап. Практикум.
Рассказ "Антоновские яблоки" в первой, журнальной, публикации имел подзаголовок "Картины из книги "Эпитафии" ". Книги такой писатель не создал, но картины для неё писал на протяжении всего творческого пути.
- Вспомните, что обозначает слово эпитафия?
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
- Почему Бунин дал такой подзаголовок? Что хотел подчеркнуть
им?
- Обратите внимание на дату написания рассказа. О чём говорит вам эта дата 1900 год? Что вы знаете об этом времени?
Подвести учащихся к пониманию того, что эта дата символична: она разделяла мир на прошлое и настоящее, заставляла ощутить движение времени и подумать о будущем.
- Есть ли сюжет в этом рассказе?
- Что же объединяет повествование?
Помочь учащимся понять, что объединяющим является единое поэтическое настроение. «Бунинская настроенность», окрашивающая окружающее в минорные тона; настроение светлой печали, повторяясь в картинах природы, в авторских воспоминаниях, становится рефреном, своеобразно сопровождающим повествование.
- Так о чём же «Антоновские яблоки»?
Работа по группам:
1-я группа – пространство рассказа. Где происходят события в каждой из глав рассказа?
2-я группа – время в рассказе (личное время рассказчика, природное время, историческое время в каждой из глав).
3-я группа - рассказ об антоновских яблоках в каждой из глав рассказа.
Информация 3-й группы:
Разговор на уроке начнём с наиболее очевидного — с яблок. "Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб”. В первой главе яблоки в изобилии: огромный сад, множество гружённых яблоками подвод, и есть их можно без ограничений. Во второй яблоки подают как угощение в усадьбе тётушки Анны Герасимовны, а запах антоновки — главный запах старинного дома… В третьей главе всего лишь одно ("случайно забытое мокрое холодное”) яблоко удаётся найти в облетевшем саду. А в четвёртой уже и запах яблок исчезает.
Этот разговор фиксируем на доске (и в тетрадях), намечая очевидный "вектор”: четыре главы — четыре фазы яблочного оскудения.
- Символом чего в рассказе являются антоновские яблоки, их запах?
Естественным образом возникает вопрос: а что случилось? Куда подевались яблоки? Обменявшись идеями, устанавливаем: что-то случилось с усадьбами.
Информация 1-й группы
I глава — родная усадьба героя, "дом” и Выселки;
II глава — усадьба тётушки Анны Герасимовны, словно оставшаяся в другом, уже прошедшем времени (но о времени пока не говорим);
III глава — в усадьбе шурина Арсения Семёновича (отметим, кстати: в этом мире все родня друг другу), держателя большой охоты (которой уже нет), и у какого-то соседа-холостяка;
IV глава — в усадьбе мелкопоместного соседа, где собираются обедневшие охотники.
Во-первых, выяснить с помощью морфемного анализа и толкового словаря, кто такие "мелкопоместные” дворяне. А во-вторых, вспомнить уже изученный «Вишнёвый сад»и в связи с ним о разорявшихся "дворянских гнёздах”. Отметим, кстати, что хронологически «Антоновские яблоки» предваряют «Вишнёвый сад»: это Чехов ответил на реплику Бунина, а не наоборот.
Итак, антоновские яблоки вряд ли перевелись в русских садах к началу ХХ века. Исчезало то, что для автора накрепко связано с антоновкой цепью ассоциаций. Что именно? Дворянские усадьбы, патриархальный уклад жизни.
Обратим внимание на лирическую дерзость Бунина: запах — самое неуловимое из ощущений, но все знают, как властно он "включает” память. На ускользающем яблочном аромате основана вся композиция рассказа, одновременно чёткая и прихотливая. Автор откровенно субъективен, но мы верим ему и безоговорочно принимаем его очень личное образное соответствие: запах антоновки и дворянская усадьба.
Информация 2-й группы
Личное” время рассказчика — это разные пласты его воспоминаний; первая глава, вероятно, соответствует его ранней юности
-Какие слова и детали помогли вам это понять? (его называют "барчук”, и жизнь он воспринимает с молодой обострённостью чувств и с молодым восторгом). Соотнести по времени события II и III главок вряд ли получится, но в IV главке явно показаны более поздние времена, когда охота почти выродилась, а охотники обнищали. Да и восторга уже нет — есть грусть и размышления зрелого человека.
• Время природное —Бунин рассказывает здесь историю осени — от первых "золотых” дней бабьего лета до наступления зимы. И хотя охотники рады первому снегу, финал рассказа ясно говорит о смерти. Герои ещё погружены в лихой разгул, в табачный дым и звон гитары, а вокруг их избушки уже лежит саван снегов да воет ветер…
Дополнение учителя о том, что природное время-самое простое и "понятное” время в рассказе. Его течение — сюжет, на котором в рассказе держится всё. Как и в поэме «Листопад», в «Антоновских яблоках» внимание автора привлекает осень
Давайте обратимся к «Практикуму по русской литературе 20-го века», прочтём мнение литературоведа и определим своё отношение к его словам:«Поддинный герой рассказа – великолепная русская осень со всеми её красками, звучаниями и запахами. Но природа важна не только сама по себе. Житейский уклад, воссозданный Буниным, тоже главным образом раскрывается не во взаимоотношениях людей друг с доугом, а через отношение человека к природе либо в тех занятиях деревенского жителя, которые меньше причастны к непосредственным социальным отношениям (например, картины охоты и сбора яблок)…
Автор намеренно выделяет … пусть не самую важную, но единственно дорогую для него в конечном счёте сторону уходящей жизни – слитность её с природой- и грустит о возможной утрате этого» (В.А.Келдыш)
- Согласны ли вы с этим сужденем? Соответствует ли оно с вашим впечатлением во время чтения рассказа?
- Как соотносится этот природный "сюжет” с главным сюжетом рассказа — судьбой дворянских усадеб, дворянской культуры?
По принципу лирического параллелизма (напомним, если кто-то забыл значение термина: так построена «Лучинушка» — это самый простой и наглядный пример). Такой параллелизм — излюбленный приём народной лирики. В этом рассказе он особенно уместен, потому что для Бунина дворянская жизнь тесно связана с крестьянской: усадьба и деревня искони, с допетровских времён, составляли одно целое.
• И, наконец, самое сложное: историческое время в рассказе. Этот поток (можно даже сказать "подводное течение”) идёт, как ни странно, в направлении, противоположном общему ходу вещей .
- Есть ли в IV главе исторические отступления?
Нет. Есть только "настоящее” обнищавших дворян. Примет ХХ века тоже нет.
Прочитаем сцены описания охоты
Охотники словно выброшены из истории, поглощены зимой, снегами, ветром…
- Какую роль в рассказе играет описание охоты?
- Что напомнило вам бунинское описание охоты? В чём сходство и различие в изображении охоты в «Антоновских яблоках» м в «Войне и мире»?
- Обращаемся к III главе
Здесь книги, с помощью которых мы производим самое глубокое "погружение” в историю: книги и альманахи XVIII — начала XIX века, портреты красавиц былых времён, молельня старого крепостника.
- Во II главе- усадьба Анны Герасимовны, где чувствуется ещё крепостное право (которого рассказчик уже не застал) — середина XIX века. Но здесь присутствуют и телеграфные провода — примета современности (эту деталь можно и "не заметить”, но если ребята обратили на неё внимание, отметим: Бунин таким образом помогает читателю почувствовать временную перспективу и, может быть, некоторую "связь времён”).
- В I главе контраст современности и старины заметнее, ярче, но не производит впечатление трагического. Ночной поезд, молодая крестьянка в традиционном уборе и столетняя старуха в таком же традиционном наряде — всё это вместе создаёт удивительно отрадную картину, своего рода утопию. Вот если бы можно было соединить то, что обычно противопоставляется: древнюю (но свою, исконную) народную культуру и достижения цивилизации; старость и молодость, крестьянство и дворянство. И всё это в России, на родной земле… Именно здесь рассказчик (с вызовом, скрытым за ироничной усмешкой) заявляет, что крестьянская жизнь ему, "барчуку”, казалась заманчивой и очень понятной.
Первая глава — самая "благополучная”: в ней вспоминается богатый, урожайный год. Бунин последовательно рассказывает про то, как в этот сельский мир проникает бедность. Разоряются усадьбы, исчезают яркие люди, уходит молодость героя…
- Каков центральный образ этого рассказа?
Выразительное чтение описания сада.
- Каким вы видите и слышите сад?
- Что символизирует сад? Сад- красота, родина, семья, дом.
- Почему воспоминания такие яркие?
Посттекстовый структурный элемент урока
5 – й этап. Заключение, выводы.
- Как пишет Бунин о прошлом и настоящем?
- Попытайтесь предположить, почему в рассказе И.А.Бунин отказался от
изображения сцен крепостного права?
- Что дорого в прошлом писателю?
- В чём смысл названия рассказа?
6 – й этап. Рефлексия.
Обращаемся к целям и задачам урока, были ли они достигнуты и решены?
Есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ в ходе урока?
Оценивание работы групп
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова М.Горького: « «Антоновские яблоки» пахнут хорошо, но не «демократично». Согласны ли вы с этим утверждением?»