Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературы "Прошлое и настоящее в рассказе И.А.Бунина "Антоновские яблоки""

1.   Решаемые учебные проблемы для учителя:

развитие речемыслительной деятельности учащихся через осмысление содержания рассказа «Антоновские яблоки» и восприятие его художественных особенностей;

    

      -   в процессе изучения текста рассказа подвести учащихся к

          пониманию особенностей изображения И.А.Буниным прошлого

    и настоящего, к определению  своеобразия содержания и композиции рассказа;

      -   подвести учащихся к пониманию связи литературного

          произведения (рассказа "Антоновские яблоки") с эпохой его

          написания;

2.   Задачи для учащихся:

      -   освоить содержание рассказа;

      -   понять связь темы и проблемы рассказа с эпохой его написания;

      -   увидеть своеобразие содержания и композиции рассказа;

      -   определить авторскую позицию в рассказе и способы её

           выражения;

3.    Планируемые результаты: 

        Личностные:

     -   воспитание чувства любви к Родине, интереса к её истории,

         уважения к национальным традициям;

     -   определение нравственных ценностей читаемого произведения;

 

           Метапредметные:

       Познавательные:

    -   воспитание думающего читателя и человека;

    -   формирование умения анализировать,  оценивать прочитанное;

    -   формирование критического мышления;

    -   формирование умения понимать проблему.

       Регулятивные:  

    -   умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

    -  умение выполнять задание в соответствии с поставленными

       задачами.

       Коммуникативные:  

    -   формирование умения адекватно воспринимать различные

        виды информации, содержащиеся в тексте;

    -   формирование умения выражать свои мысли в соответствии

        с конкретной коммуникативной ситуацией;

   -   формирование умения строить монологическое и диалогическое

      аргументированное высказывание и уважать мнение оппонентов;

        Предметные:

   в  познавательной (интеллектуальной )  сфере:

   -  выявление первого впечатления учащихся о прочитанном произведении;

   -  понимание связи литературного произведения с эпохой его  написания,

       выявление в нём вневременных, непреходящих нравственных ценностей

       и их современного звучания;

  -   умение анализировать произведение, понимать и формулировать

     его идею;

  -   умение определять интонационные особенности рассказа;

  -   владение литературоведческой терминологией;

      в ценностно-ориентационной сфере:

 -    приобщение к духовно-нравственным ценностям русской

      классической литературы;

 -    формулирование собственного отношения к рассказу;

 -   понимание авторской позиции в рассказе и своего отношения к ней;

        в коммуникативной сфере:

-    адекватное восприятие рассказа на слух, его осмысленное чтение;

-    умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные

     монологические высказывания разного типа;

-   умение вести диалог;

            в эстетической сфере:

-   понимание образной природы литературы как явления словесного

    искусства;

-   эстетическое восприятие рассказа;

-   формирование эстетического вкуса.

4.    Учебный материал урока:  текст рассказа И.А.Бунина

     "Антоновские яблоки", строки из стихотворения И.А.Бунина,

      высказывания Келдыша, М.Горького

5.   Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, групповая.

6.    Виды деятельности учителя:  эвристическая беседа, рассказ, подведение    учащихся к определённым выводам.

7.   Виды деятельности учащихся:  аналитическая беседа, работа с

       эпиграфом, анализ текста и   его фрагментов,  диалог,

        монологические ответы.

8.   Тип урока по форме:               диалогический;

                 по содержанию:    освоение и изучение конкретного

                                         произведения - рассказа "Антоновские

                                                          яблоки" 

 

                                Ход урока

Предтекстовый структурный элемент урока:

1-й этап.  Вхождение в тему урока:

1.   Объявление темы урока учителем и знакомство с учебным материалом.

2.   Целеполагание:  

-   Как вы думаете, какими могут быть цели нашего урока?

-   Что предстоит сделать, чтобы достичь их?

2-й этап.   Подготовка к вхождению в текст. 

1.   Работа с эпиграфом               

                                                      Нет, не пейзаж влечет меня,

         Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит, -

Любовь и радость бытия.

(И.Бунин)

-   Прочитайте слова И.А.Бунина.  О чём они?

-   Какова их главная мысль?

-   Как они могут соотноситься с темой нашего урока и его целями?

Текстовый структурный элемент урока                        

3-й этап. Вхождение в текст.    

    Учитель:      Вы прочитали рассказ И.А.Бунина "Антоновские яблоки".

-    Вдумайтесь в заглавие рассказа. Судя по нему, о чём рассказ?

-    Вспомните, что вы чувствовали, когда читали его, какое

     настроение возникло у вас во время чтения? 

-   Почему именно именно такое настроение?

-   Что , может быть, удивило вас в этом рассказе?

              Кстати, вы не одиноки в своём чувстве удивления.  Критики- современники  Бунина писали о том, что в "Антоновских яблоках"  "описывается всё, что попадает под руку". 

-   Каково ваше отношение к этому утверждению?

-   Попробуем разобраться в том, о чём пишет Бунин.

4-й этап. Практикум.

    Рассказ "Антоновские яблоки"  в первой, журнальной, публикации имел подзаголовок "Картины из книги "Эпитафии" ". Книги такой писатель не создал, но картины для неё писал на протяжении всего творческого пути.                               

 -   Вспомните, что обозначает слово эпитафия?   

                   РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

-    Почему Бунин дал такой подзаголовок? Что хотел подчеркнуть

      им?  

-   Обратите внимание на дату написания рассказа.  О чём говорит вам эта дата 1900 год?  Что вы знаете об этом времени?

      Подвести учащихся к пониманию того, что эта дата символична:  она разделяла мир на прошлое и настоящее, заставляла ощутить движение времени и подумать о будущем.

-    Есть ли сюжет в этом рассказе?

-   Что же объединяет повествование?

Помочь учащимся понять, что объединяющим является единое поэтическое настроение. «Бунинская настроенность», окрашивающая окружающее в минорные тона; настроение светлой печали, повторяясь в картинах природы, в авторских воспоминаниях, становится рефреном, своеобразно сопровождающим повествование.

-    Так о чём же «Антоновские яблоки»?

Работа по группам:

1-я группа – пространство рассказа. Где происходят события в каждой из глав рассказа?

2-я группа – время в рассказе (личное время рассказчика, природное время, историческое время в каждой из глав).

3-я группа  - рассказ об антоновских яблоках в каждой из глав рассказа.

Информация 3-й группы:

 Разговор на уроке начнём с наиболее очевидного — с яблок. "Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб”. В первой главе яблоки в изобилии: огромный сад, множество гружённых яблоками подвод, и есть их можно без ограничений. Во второй яблоки подают как угощение в усадьбе тётушки Анны Герасимовны, а запах антоновки — главный запах старинного дома… В третьей главе всего лишь одно ("случайно забытое мокрое холодное”) яблоко удаётся найти в облетевшем саду. А в четвёртой уже и запах яблок исчезает.

Этот разговор фиксируем на доске (и в тетрадях), намечая очевидный "вектор”: четыре главы — четыре фазы яблочного оскудения.

-   Символом чего в рассказе являются антоновские яблоки, их запах?

Естественным образом возникает вопрос: а что случилось? Куда подевались яблоки? Обменявшись идеями, устанавливаем: что-то случилось с усадьбами.

Информация 1-й группы

I глава — родная усадьба героя, "дом” и Выселки;

II глава — усадьба тётушки Анны Герасимовны, словно оставшаяся в другом, уже прошедшем времени (но о времени пока не говорим);

III глава — в усадьбе шурина Арсения Семёновича (отметим, кстати: в этом мире все родня друг другу), держателя большой охоты (которой уже нет), и у какого-то соседа-холостяка;

IV глава — в усадьбе мелкопоместного соседа, где собираются обедневшие охотники. 

     Во-первых, выяснить с помощью морфемного анализа и толкового словаря, кто такие "мелкопоместные” дворяне. А во-вторых, вспомнить уже изученный «Вишнёвый сад»и  в связи с ним о разорявшихся "дворянских гнёздах”. Отметим, кстати, что хронологически «Антоновские яблоки» предваряют «Вишнёвый сад»: это Чехов ответил на реплику Бунина, а не наоборот.

Итак, антоновские яблоки вряд ли перевелись в русских садах к началу ХХ века. Исчезало то, что для автора накрепко связано с антоновкой цепью ассоциаций. Что именно? Дворянские усадьбы, патриархальный уклад жизни.

Обратим внимание на лирическую дерзость Бунина: запах — самое неуловимое из ощущений, но все знают, как властно он "включает” память. На ускользающем яблочном аромате основана вся композиция рассказа, одновременно чёткая и прихотливая. Автор откровенно субъективен, но мы верим ему и безоговорочно принимаем его очень личное образное соответствие: запах антоновки и дворянская усадьба.

Информация 2-й группы

Личное” время рассказчика — это разные пласты его воспоминаний; первая глава, вероятно, соответствует его ранней юности

-Какие слова и детали помогли вам это понять? (его называют "барчук”, и жизнь он воспринимает с молодой обострённостью чувств и с молодым восторгом). Соотнести по времени события II и III главок вряд ли получится, но в IV главке явно показаны более поздние времена, когда охота почти выродилась, а охотники обнищали. Да и восторга уже нет — есть грусть и размышления зрелого человека.
• Время природное —Бунин рассказывает здесь историю осени — от первых "золотых” дней бабьего лета до наступления зимы. И хотя охотники рады первому снегу, финал рассказа ясно говорит о смерти. Герои ещё погружены в лихой разгул, в табачный дым и звон гитары, а вокруг их избушки уже лежит саван снегов да воет ветер…

Дополнение учителя о том, что природное время-самое простое и "понятное” время в рассказе. Его течение — сюжет, на котором в рассказе держится всё. Как и в поэме «Листопад», в «Антоновских яблоках» внимание автора привлекает осень

Давайте обратимся к «Практикуму по русской литературе 20-го века»,  прочтём мнение литературоведа и определим своё отношение к его словам:«Поддинный герой рассказа – великолепная русская осень со всеми её красками, звучаниями и запахами. Но природа важна не только сама по себе. Житейский  уклад, воссозданный Буниным, тоже главным образом раскрывается не во взаимоотношениях людей друг с доугом, а через отношение человека к природе либо в тех занятиях деревенского жителя, которые меньше причастны к непосредственным социальным отношениям (например, картины охоты и сбора яблок)…

Автор намеренно выделяет … пусть не самую важную, но единственно дорогую для него в конечном счёте сторону уходящей жизни – слитность её с природой- и грустит о возможной утрате этого» (В.А.Келдыш)

-   Согласны ли вы с этим сужденем? Соответствует ли оно с вашим впечатлением во время чтения рассказа?

-   Как соотносится этот природный "сюжет” с главным сюжетом рассказа — судьбой дворянских усадеб, дворянской культуры?

     По принципу лирического параллелизма (напомним, если кто-то забыл значение термина: так построена «Лучинушка» — это самый простой и наглядный пример). Такой параллелизм — излюбленный приём народной лирики. В этом рассказе он особенно уместен, потому что для Бунина дворянская жизнь тесно связана с крестьянской: усадьба и деревня искони, с допетровских времён, составляли одно целое.

• И, наконец, самое сложное: историческое время в рассказе.  Этот поток (можно даже сказать "подводное течение”) идёт, как ни странно, в направлении, противоположном общему ходу вещей .

-    Есть ли в IV главе исторические отступления?

     Нет. Есть только "настоящее” обнищавших дворян. Примет ХХ века тоже нет.

Прочитаем сцены описания охоты

 Охотники словно выброшены из истории, поглощены зимой, снегами, ветром…   

-   Какую роль в рассказе играет описание охоты?

-   Что напомнило вам бунинское описание охоты? В чём сходство и различие в изображении охоты в «Антоновских яблоках» м в «Войне и мире»?

 -    Обращаемся к  III главе

Здесь книги, с помощью которых мы производим самое глубокое "погружение” в историю: книги и альманахи XVIII — начала XIX века, портреты красавиц былых времён, молельня старого крепостника.

-   Во II главе- усадьба Анны Герасимовны, где чувствуется ещё крепостное право (которого рассказчик уже не застал) — середина XIX века. Но здесь присутствуют и телеграфные провода — примета современности (эту деталь можно и "не заметить”, но если ребята обратили на неё внимание, отметим: Бунин таким образом помогает читателю почувствовать временную перспективу и, может быть, некоторую "связь времён”).

-   В I главе контраст современности и старины заметнее, ярче, но не производит впечатление трагического. Ночной поезд, молодая крестьянка в традиционном уборе и столетняя старуха в таком же традиционном наряде — всё это вместе создаёт удивительно отрадную картину, своего рода утопию. Вот если бы можно было соединить то, что обычно противопоставляется: древнюю (но свою, исконную) народную культуру и достижения цивилизации; старость и молодость, крестьянство и дворянство. И всё это в России, на родной земле… Именно здесь рассказчик (с вызовом, скрытым за ироничной усмешкой) заявляет, что крестьянская жизнь ему, "барчуку”, казалась заманчивой и очень понятной.

Первая глава — самая "благополучная”: в ней вспоминается богатый, урожайный год. Бунин последовательно рассказывает про то, как в этот сельский мир проникает бедность. Разоряются усадьбы, исчезают яркие люди, уходит молодость героя…

-    Каков центральный образ этого рассказа? 

Выразительное чтение описания сада.

-    Каким вы видите и слышите сад?

-    Что символизирует сад?  Сад- красота,  родина, семья, дом.

-    Почему воспоминания такие яркие?    

    Посттекстовый структурный элемент урока

5 – й этап. Заключение, выводы.

-   Как пишет Бунин о прошлом и настоящем?

-   Попытайтесь предположить, почему в рассказе И.А.Бунин отказался от

    изображения сцен крепостного права?

-   Что дорого в прошлом писателю?

-   В чём смысл названия рассказа?

6 – й этап. Рефлексия.

Обращаемся к целям и задачам урока, были ли они достигнуты и решены?

Есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ в ходе урока?

Оценивание работы групп

Домашнее задание:  письменно  ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова М.Горького: « «Антоновские яблоки» пахнут хорошо, но  не «демократично». Согласны ли вы с этим утверждением?»

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru