Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературы "Лирика С.А.Есенина"

Цель урока: познакомить учеников с лирическими стихотворениями С.А.Есенина.


 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

  Сергея Есенина не стало 28 декабря 1925 года, замолкла его лира  . Грустно и больно. Но утешает мысль, что его светлая душа вечно пребудет с нами, что его творчество, неповторимо яркое и глубокое, полное сердечной теплоты и искренности, прочно вошло в нашу литературу.

   -Что же мы знаем о поэте?

2. Слово о Есенине (сообщение ученика)

 

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. По его собственному признанию, рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи писать начал рано, лет с девяти. Мир народно-поэтических образов, мир русской природы окружал его с первых дней жизни.  Ранние произведения поэта   наполнены светом, необыкновенной нежностью и простотой.

                         Родился я с песнями

                         В травном одеяле,

                         Зори меня вешние

                         В радугу свивали.

Природа родной земля кажется ему необыкновенно прекрасной. Уже в первых поэтических сборниках Есенина окружающий мир предстает как земной рай, желаннее и любимее которого не бывает:

                         Край любимый! Сердцу снятся

                         Скирды солнца в водах лонных.

                         Я хотел бы затеряться

                         В зеленях твоих стозвонных.

Невозможно представить себе лирику Есенина без стихотворений о любви. Любовь питала поэта, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Он сумел сказать о чувстве так просто и  вместе с тем так глубоко:

                       Дорогая, сядем рядом,

                       Поглядим в глаза друг другу.

                       Я хочу под кротким взглядом

                       Слушать чувственную вьюгу.

И все же основным чувством в его творчестве было чувство Родины. 

Любовь к родине вмещает в себя и любовь к людям, признание их духовного богатства. Поэт тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси, мечтает о том, что революционные потрясения приведут Россию к долгожданному покою и счастью, всем сердцем хочет помочь ей в этом, поэтому его стихи звучат уже, как клятва верности Отчизне:

                         Если крикнет рать святая:

                         «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                         Я скажу: «Не надо рая,

                         Дайте родину мою».

    

Лирика последних лет Сергея Есенина наполнена мудростью человека, подводящего итоги своей жизни, спокойной благодарностью за все, что довелось испытать, готовностью к смерти, но не страхом перед ней, а осознанием вечности мира.

 

3. Проверка домашнего задания.

Учитель. Готовясь к этому уроку, мы не ставили перед собой задачи полного и глубокого исследования жизни и творчества поэта – этому мы посвятим уроки литературы в 11 классе.

А сегодня мы постараемся соприкоснуться хотя бы с частицей того поэтического наследия, которое завещал нам Сергей Александрович Есенин.  Вспомните,   какие произведения Есенина вам известны? О чем они?

В качестве домашнего задания я просила вас «побывать» в творческой мастерской поэта: провести наблюдение над языком и образами стихотворений Есенина. Работа у нас велась по группам, и я попрошу сейчас руководителей сделать краткие выводы из своих исследований.

 

Отчеты творческих групп

1) исследования лексики, 2) цветопись, 3) образы родного края, родины

 

4. Сообщение темы и цели урока.

 

Мы иногда ошибочно думаем, что  неповторимые стихи Есенина, поскольку он «русский» (Горький) поэт, все одинаково близки и понятны нам: и в плане словесного выражения, и в плане тематики, и даже в плане идейного содержания. Однако «простые» стихи Есенина, как, естественно, и всякие другие, требуют к себе бережного отношения, внимательного и размеренного чтения. И хотя сам поэт утверждал, что «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» , все же истинное лицо многих слов, строчек, целых стихотворных произведений мы видим в их настоящем свете только тогда, когда сталкиваемся с ними «лицом к лицу».   

Итак,  тема нашего урока и одновременно цель его – интерпретация одного лишь стихотворения Сергея Есенина  – «Отговорила роща золотая…». Думается, что важным фактом при осмыслении этого стихотворения является время его создания -1924 год. 

5. Чтение стихотворения учителем

6. Анализ стихотворения.

 

А) Тема: микротемы

 

 -О чем пишет поэт? ( о природе)

– Назовите образы в природе.  

 -О какой природе пишет поэт? ( осенней, т.е. увядающей)

 - О чем еще?( о человеке, лирическом герое, его переживаниях)

Вывод: стихотворение не только о жизни природы, но и о жизни человека.

 

Б)Композиция стихотворения.

  - Каков сюжет стихотворения? Попробуйте «пересказать» его. Какие кадры киноленты вы видите, когда читаете, слушаете стихотворение?

  -Сколько в нем частей? Почему? Что помогает определить?( смена образов, знаки препинания,чувства, настроения )

  -Попробуем  уловить и передать при чтении эту смену в настроении лирического героя.

 

В)  Чтение по частям

 

 -Какую особенность композиции вы бы отметили?  (кольцевая)

 -Ничего не изменилось в финале стихотворения? 

 Заканчивается стихотворение почти дословным повторением слов из первой строфы. однако поэт всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.

 

Г) Лексический пласт стихотворения.

- Какие изобразительно-выразительные средства, помогающие понять лирического героя, вы видите?

Олицетворения: отговорила, печально, не жалеют, грезит, относит

Метафоры: отговорила…языком, время, ветром разметая… души сиреневая цветь.

 

- Скажите, а что означает существительное цветь, что вносит оно в стихотворение?(цветение, юность, молодость)

Сравнение: как дерево…

 

Эпитеты: роща золотая, веселым языком…

 

Цветопись: разные краски-все переплелось, как в жизни: осень, весна. Пора зрелости, вобравшая в себя все многоцветье жизни.

 

Звукопись:    Звуковой строй есенинских стихов характеризует удивительное благозвучие – приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков. речь льется свободно, мелодично, гласные и согласные приведены между собой в гармонию: горит костер рябины красной(аллитерация) возбуждает чувства, ассонанс в первой строке - ощущение свободы, пространства, эха.

 

Д)Синтаксический строй стихотворения.

 

-Как мы уже отметили, стихотворение имеет кольцевую композицию, т.е. поэт как бы убеждает нас в правильности своих суждений, чувств.

Думается, что и синтаксический строй некоторых предложений подчинен этой же цели. Найдите тому подтверждение.

( Не жаль, не жаль – не обгорят кисти, не пропадет листва).

-Какую роль несут в себе многоточия? (Умолчание настраивает читателя на сопереживание лирическому герою, на пробуждение в нем аналогичных чувств, эмоций).

 

Е) Размер стиха.

-Общая интонация стихотворения грустная, но жизнеутверждающая, возможно, выражена и в стихотворном размере, выбранном поэтом. Определите его.

( пятистопный ямб с пиррихием)

  - Давайте вспомним, что сказал по поводу этой формы Бальмонт.

(«стих выразительный, живописный»)

-Согласны вы с этим?

(Да, и форма стихотворения С.Есенина, и его содержание выразительны и живописны)

 Ж) Идея стихотворения.

 

-Итак, помня о том, что все ресурсы художественного текста работают на его идейное содержание, давайте сделаем вывод, какую мысль хотел донести до нас поэт? Почему его лирический герой как бы находится между рощей, отговорившей «милым языком», и садом, в котором не обгорят кисти рябин?

( Смысл в том, что противопоставленные картины  объединены лирическим героем, которому видны и роща, и сад. Таким образом, в стихотворении выражается мысль поэта о быстротечности жизни и о бесконечности ее.)

-Как вы считаете, в какую лирическую форму облек Есенин свои философские размышления о связи природы, человека, космоса? (элегия).

7. Обучение выразительному чтению стихотворения.

8.Заключительное слово учителя.

 

- Горький назвал Есенина чистым и русским поэтом (последнее не поддается сомнению)  Об этом же пишет и В.П.Астафьев в одном из своих рассказов- миниатюр. И еще о том, что Есенин – самый песенный поэт России

 (Читает отрывок из рассказа  «Есенина поют».)

 

« Есенина поют… И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого – нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.

Какая очищающая скорбь!

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то?

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

         А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.

         Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодние ревуны!

         Шапки долой, Россия!

         Есенина поют!»

 

 

-Я надеюсь, ребята, что мы   хотя бы в какой-то мере постараемся приглушить боль писателя и гражданина Астафьева, пообещав, что будем помнить и знать одного из самых преданных сыновей России – будем помнить и знать…и петь…

 

9. Прослушивание романса на стихи С.А.Есенина

10. Рефлексия.

-Понравилось ли стихотворение? Его музыкальное исполнение?

-Какие чувства испытывали вы во время его прослушивания, анализа?

-Что бы вам хотелось сказать поэту, если бы была такая возможность?

 

9.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru