Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества, их отражения в балладах; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории Средневековья и творчеству В.А. Жуковского.
Задачи:
· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)
· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)
· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)
Пояснительная записка
Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (26 человек) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.
7. Вид урока: повторительно-обобщающий
8. Тип урока
- по когнитивному типу: поисковый межпредметный
- по оргдеятельностному типу: групповая работа, реализуемая в ходе подготовки проекта
- по коммуникативному типу: бинарный урок
9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:
- работа с наглядными пособиями
- мультимедийные проекты
- театрализация литературных произведений
- элементы дискуссии
- элемент ролевой игры
- разрешение проблемы («путешествие в прошлое»)
10. Виды ключевых компетенций:
- информационно-коммуникативная
- учебно-познавательная
- общекультурная
- ценностно-смысловая
11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:
- рефлексия чувств (на уроке) в форме синквейна
- рефлексия, связанная с выяснением нравственных ценностей (домашнее задание)
12. Оборудование:
· мультимедийное и музыкальное сопровождение
· раздаточный материал (листы помощи)
14. Оформление: средневековые гербы, элементы костюмов
Ход урока
Организационный момент:
Д. Шостакович Гавот 1 – гавот 2 (сюита № 1 До мажор, BWL1066).
· тема урока
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и коллеги. Сегодня мы пригласили вас на интегрированный урок истории и литературы обобщающего характера по теме «Средневековье. Исторические реалии и поэтизация в балладах».
· цели, задачи урока
Ребята, сейчас я попрошу вас, исходя из темы и типа урока, определить цели и задачи нашей сегодняшней работы.
· объяснение хода урока
Наш урок пройдёт в форме защиты проектов, подготовленных тремя группами учащихся. Оценить работу этих групп мы попросим независимых экспертов - гостей нашего урока -по предложенной памятке с разработанными критериями и баллами. Кроме того, каждая группа может заработать дополнительные баллы за активную устную работу, которую мы будем отмечать с помощью жетонов.
Итак, приглашаем вас отправиться в историческое путешествие в эпоху Средних веков.
Учитель истории
В сказке Ганса Христиана Андерсена «Калоши счастья» две феи вступили в спор. Одна из них утверждала, что побывать в историческом прошлом – великое счастье. Другая, напротив, считала, что это несчастье. В течение занятия поразмышляйте над их спором и определитесь, какое мнение вам ближе. А теперь приступаем к работе и приглашаем первую группу.
2. Защита проекта учащимися 1 группы:
Примерный текст выступления:
В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства.
Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».
По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.
Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.
Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой – вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». Феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком». Эта клятва называлась фуа. Далее шло рукопожатие и обмен поцелуями.
Для того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.
Театрализованная постановка отрывка из баллады В.А. Жуковского «Кубок».
КУБОК
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой.
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»
Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье - на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»
И все безответны... вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
И он подступает к наклону скалы
И взор устремил в глубину...
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет...
Не море ль из моря извергнуться хочет?
И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.
И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал.
И дрогнули зрители, все возопив, -
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.
Над бездной утихло... в ней глухо шумит...
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Все тише и тише на дне ее воет...
И сердце у всех ожиданием ноет.
Защита проекта учащимися 2 группы:
Примерный текст выступления:
Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.
Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.
Подготавливаются обе враждебные стороны
Одновременно с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты - все они стремятся туда же, на благословенный турнир. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.
Арена, на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. По этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными деревянными барьерами. Проход между последними назначается для лиц, следящих за порядком, а за внешним барьером собирается народ.
Дама, обиженная каким-либо рыцарем, могла жаловаться на него до начала турнира. Специально избираемые для турнира судьи рассматривали жалобу, и если находили ее основательной, то не допускали рыцаря к участию в турнире, что становилось для него, конечно, большим позором. Если же дамы прощали рыцаря, что обыкновенно и случалось, он возвращал себе утраченное было право
Существовал закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.
Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Старый рыцарь» по музыкальное сопровождение
СТАРЫЙ РЫЦАРЬ
Он был весной своей
В земле обетованной
И много славных дней
Провел в тревоге бранной.
Там ветку от святой
Оливы оторвал он;
На шлем железный свой
Ту ветку навязал он.
С неверным он врагом,
Нося ту ветку, бился
И с нею в отчий дом
Прославлен возвратился.
Ту ветку посадил
Сам в землю он родную
И часто приносил
Ей воду ключевую.
Он стал старик седой,
И сила мышц пропала;
Из ветки молодой
Олива древом стала.
Под нею часто он
Сидит, уединенный,
В невыразимый сон
Душою погруженный.
Над ним, как друг, стоит,
Обняв его седины,
И ветвями шумит
Олива Палестины;
И, внемля ей во сне,
Вздыхает он глубоко
О славной старине
И о земле далекой.
Защита проекта учащимися 3 группы:
Примерный текст выступления:
На средневековую культуру оказало влияние христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.
Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу. Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.
Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.
Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».
Театрализованная постановка баллады Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского «Перчатка».
Перед своим зверинцем, Король дал знак рукою — Рычит и с ним ложится рядом. И гости ждут, чтоб битва началася. Делорж, не отвечав ни слова, У рыцарей и дам при дерзости такой |
Во время презентации каждой из групп остальные учащиеся работают над заполнением таблицы.
В.А. Жуковский «Кубок»
Исторические реалии, объективность их отражения в балладе? |
Что поэтизируется в балладе? |
Какие качества характера присущи герою баллады? |
|
|
|
В.А. Жуковский «Старый рыцарь»
Исторические реалии, объективность их отражения в балладе? |
Что поэтизируется в балладе? |
Какие качества характера присущи герою баллады? |
|
|
|
Ф Шиллер (перевод В.А. Жуковского) «Перчатка»
Исторические реалии, объективность их отражения в балладе? |
Что поэтизируется в балладе? |
Какие качества характера присущи герою баллады? |
|
|
|
После выступления каждой группы заслушиваются ответы учащихся по первому и второму вопросам таблицы. Данные ответы оцениваются жетонами.
3. Оценка защиты презентаций независимыми экспертами. Выставление добавочных баллов группам по количеству набранных жетонов.
4. Работа учащихся с кодексом чести, которого должны были придерживаться рыцари на протяжении всей своей жизни. В раздаточном материале перечислены разные человеческие качества. Ученики должны выбрать те , которые, по их мнению, содержались в рыцарском кодексе чести.
-великодушие
- порядочность
- лживость
- жадность
- смелость
- невежество
-трусость
- отвага
- мужество
-доблесть
-верность
-благородство
-щедрость
Затем выбранные качества учащиеся сопоставляют с записанными в третьей колонке таблиц качествами героев баллад и формулируют вывод.
Можно также познакомить учащихся со стихотворением И. В. Гёте «Достаток терять...»
Достаток терять —
Не перчатки терять.
А впрочем, в сей жизни суровой
Зажиток добудешь и новый.
Честь потерять —
Это много терять.
А впрочем, то, что осудится,
С годами забудется.
Вот мужество — это терять не годится:
Уж лучше тогда совсем не родиться!..
5. Элемент дискуссии по сказке Г.Х. Андерсена.
Учитель истории
Ребята, давайте вспомним о феях из сказки Андерсена. Как же вы считаете, оказаться в далёком историческом прошлом – это счастье или несчастье?
6. Рефлексия чувств в форме синквейна
7. Рефлексия, связанная с выяснением нравственных ценностей
Домашнее задание: эссе «Легко ли быть рыцарем в наши дни?»