Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Интегрированный урок по литературе и истории в 6 классе "Средневековье. Исторические реалии и поэтизация в балладах"

Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества, их отражения в балладах; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории  Средневековья и творчеству В.А. Жуковского.

Задачи:

· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)

· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)

· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)

 

Пояснительная записка

Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (26 человек) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.

 

7. Вид урока: повторительно-обобщающий

8. Тип урока

- по когнитивному типу: поисковый межпредметный

- по оргдеятельностному типу: групповая работа, реализуемая в ходе подготовки проекта

- по коммуникативному типу: бинарный урок

9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:

- работа с наглядными пособиями

- мультимедийные проекты

- театрализация литературных произведений

- элементы дискуссии

- элемент ролевой игры

- разрешение проблемы («путешествие в прошлое»)

10. Виды ключевых компетенций:

- информационно-коммуникативная

- учебно-познавательная

- общекультурная

- ценностно-смысловая

11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:

- рефлексия чувств (на уроке) в форме синквейна

- рефлексия, связанная с выяснением нравственных ценностей (домашнее задание)

 

12. Оборудование:

·           мультимедийное и музыкальное сопровождение

·           раздаточный материал (листы помощи)

14. Оформление: средневековые гербы, элементы костюмов

 

Ход урока

Организационный момент:

Д. Шостакович  Гавот 1 – гавот 2 (сюита № 1 До мажор, BWL1066).

·          тема урока

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и коллеги. Сегодня мы пригласили вас на интегрированный  урок истории и литературы обобщающего характера по теме  «Средневековье. Исторические реалии и поэтизация в балладах».

·          цели, задачи урока

Ребята, сейчас я попрошу вас, исходя из темы и типа урока,  определить цели и задачи нашей сегодняшней работы.

·          объяснение хода урока

Наш урок пройдёт в форме защиты проектов, подготовленных тремя группами учащихся. Оценить работу этих групп мы попросим независимых экспертов  - гостей нашего урока -по предложенной памятке с разработанными критериями и баллами. Кроме того, каждая группа может заработать дополнительные баллы за активную устную работу, которую мы будем отмечать с помощью жетонов.

Итак, приглашаем вас отправиться в историческое путешествие в эпоху Средних веков.

 

Учитель истории

В сказке Ганса Христиана Андерсена «Калоши счастья» две феи вступили в спор. Одна из них утверждала, что побывать в историческом прошлом – великое счастье. Другая, напротив, считала, что это несчастье. В течение занятия поразмышляйте над их спором и определитесь, какое мнение вам ближе. А теперь приступаем к работе и приглашаем первую группу.

2.         Защита проекта учащимися 1 группы:

Примерный текст выступления:

В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства.

Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.

Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой – вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек».       Феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком». Эта клятва называлась фуа. Далее шло рукопожатие и обмен поцелуями.

Для того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Театрализованная постановка отрывка из баллады В.А. Жуковского «Кубок».

 КУБОК

 

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой.

 В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

 Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной».

 

Так царь возгласил, и с высокой скалы,

 Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

 Он бросил свой кубок златой.

«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

 

Но рыцарь и латник недвижно стоят;

 Молчанье - на вызов ответ;

В молчанье на грозное море глядят;

 За кубком отважного нет.

И в третий раз царь возгласил громогласно:

«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

 

И все безответны... вдруг паж молодой

 Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

 Их молча на землю кладет...

И дамы и рыцари мыслят, безгласны:

«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

 

И он подступает к наклону скалы

 И взор устремил в глубину...

Из чрева пучины бежали валы,

 Шумя и гремя, в вышину;

И волны спирались и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

 

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

 Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

 Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет...

Не море ль из моря извергнуться хочет?

 

И вдруг, успокоясь, волненье легло;

 И грозно из пены седой

Разинулось черною щелью жерло;

 И воды обратно толпой

Помчались во глубь истощенного чрева;

И глубь застонала от грома и рева.

 

И он, упредя разъяренный прилив,

 Спасителя-бога призвал.

И дрогнули зрители, все возопив, -

 Уж юноша в бездне пропал.

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасет никакая уж сила.

 

Над бездной утихло... в ней глухо шумит...

 И каждый, очей отвести

Не смея от бездны, печально твердит:

 «Красавец отважный, прости!»

Все тише и тише на дне ее воет...

И сердце у всех ожиданием ноет.

 

Защита проекта учащимися 2 группы:

Примерный текст выступления:

Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.

Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.

Подготавливаются обе враждебные стороны

Одновременно с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты - все они стремятся туда же, на благословенный турнир. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. По этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными деревянными барьерами. Проход между последними назначается для лиц, следящих за порядком, а за внешним барьером собирается народ.

Дама, обиженная каким-либо рыцарем, могла жаловаться на него до начала турнира. Специально избираемые для турнира судьи рассматривали жалобу, и если находили ее основательной, то не допускали рыцаря к участию в турнире, что становилось для него, конечно, большим позором. Если же дамы прощали рыцаря, что обыкновенно и случалось, он возвращал себе утраченное было право

Существовал закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь, отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность, предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди, которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать желающим необходимые объяснения.

Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Старый рыцарь» по музыкальное сопровождение

СТАРЫЙ РЫЦАРЬ

 

Он был весной своей

В земле обетованной

И много славных дней

Провел в тревоге бранной.

 

Там ветку от святой

Оливы оторвал он;

На шлем железный свой

Ту ветку навязал он.

 

С неверным он врагом,

Нося ту ветку, бился

И с нею в отчий дом

Прославлен возвратился.

 

Ту ветку посадил

Сам в землю он родную

И часто приносил

Ей воду ключевую.

 

Он стал старик седой,

И сила мышц пропала;

Из ветки молодой

Олива древом стала.

 

Под нею часто он

Сидит, уединенный,

В невыразимый сон

Душою погруженный.

 

Над ним, как друг, стоит,

Обняв его седины,

И ветвями шумит

Олива Палестины;

 

И, внемля ей во сне,

Вздыхает он глубоко

О славной старине

И о земле далекой.

 

Защита проекта учащимися 3 группы:

Примерный текст выступления:

На средневековую культуру оказало влияние христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.      

Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу.          Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.

Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.

Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».

Театрализованная постановка баллады Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского «Перчатка».

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

Король дал знак рукою —
Со стуком растворилась дверь,
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Выходит;
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, все оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой,
И потянулся, и зевнул,
И лег. Король опять рукой махнул —
Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решетки прянул;
Но видит льва, робеет и ревет,
Себя хвостом по ребрам бьет,
И крадется, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,

Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой —
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал...
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.

И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка... все глядят за ней...
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идет,
Перчатку смело он берет
И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды...
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».

Во время презентации каждой из групп остальные учащиеся работают над заполнением таблицы.

 

В.А. Жуковский «Кубок»

Исторические реалии, объективность их отражения в балладе?

Что поэтизируется в балладе?

Какие качества характера присущи герою баллады?

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Жуковский «Старый рыцарь»

Исторические реалии, объективность их отражения в балладе?

Что поэтизируется в балладе?

Какие качества характера присущи герою баллады?

 

 

 

 

 

 

 

Ф Шиллер (перевод В.А. Жуковского) «Перчатка»

Исторические реалии, объективность их отражения в балладе?

Что поэтизируется в балладе?

Какие качества характера присущи герою баллады?

 

 

 

 

 

 

 

 

После выступления каждой группы заслушиваются ответы учащихся по первому и второму вопросам таблицы. Данные ответы оцениваются жетонами.

 

3. Оценка защиты презентаций независимыми экспертами. Выставление добавочных баллов группам по количеству набранных жетонов.

4. Работа учащихся с кодексом чести, которого должны были придерживаться рыцари на протяжении всей своей жизни. В раздаточном материале перечислены разные человеческие качества. Ученики должны выбрать те , которые, по их мнению, содержались в рыцарском кодексе чести.

-великодушие

- порядочность

- лживость

- жадность

- смелость

- невежество

-трусость

- отвага

- мужество

-доблесть

-верность

-благородство

-щедрость

Затем выбранные качества учащиеся сопоставляют с записанными в третьей колонке таблиц качествами героев баллад и формулируют вывод.

Можно также познакомить учащихся со стихотворением И. В. Гёте «Достаток терять...»

      Достаток терять —
      Не перчатки терять.
      А впрочем, в сей жизни суровой
      Зажиток добудешь и новый.
      Честь потерять —
      Это много терять.
      А впрочем, то, что осудится,
      С годами забудется.
      Вот мужество — это терять не годится:
      Уж лучше тогда совсем не родиться!..

5. Элемент дискуссии по сказке Г.Х. Андерсена.

Учитель истории

Ребята, давайте вспомним о феях из сказки Андерсена. Как же вы считаете, оказаться в далёком историческом прошлом – это счастье или несчастье?

 

6. Рефлексия чувств в форме синквейна

 

7. Рефлексия, связанная с выяснением нравственных ценностей

Домашнее задание: эссе «Легко ли быть рыцарем в наши дни?»

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru