Урок 1
Цели урока: 1). Познакомить учащихся с исторической и литературной ситуацией в момент создания пьесы «На дне».
2). Развить навык работы с мемуарной литературой.
3). Пробудить интерес к эпохе и личности писателя.
Оформление доски:
1). Портрет А.М.Горького
2). Название урока:
На дне (среда, 18декабря, 1902 год)
3). Основной вопрос урока:
- Почему пьеса, в которой нет прямого призыва к революции, воспринималась как призыв к ней ?
4). Эпиграфы :
1). «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов»
( А.И.Герцен)
2). «Художник-чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он - голос своей эпохи».
( А.М.Горький)
3). «С приходом Горького мы заговорили политически».
( Станиславский)
5). Название пьес и время их создания :
«Мещане» - 1901г., «На дне» - 1902г., «Дачники» -
Ход урока
1. Слово учителя.
Как известно, многие писатели 19 столетия выступали как прозаики, публицисты и драматурги. Творчество М.Горького тоже отличалось многожанровостью. Начиная с 1901 года , Горький выступает несколько лет в основном как драматург. Одна за другой появляются его пьесы (доска).
- Как вы думаете, почему Горький обращается в это время к драматургии?
/Обращение Горького к драматургии было обусловлено особой ролью театра в общественной жизни тех лет. Театр в те годы представлялся писателю своеобразной трибуной . Обратите внимание , какое это было время!
Страна жила ожиданием надвигавшихся изменений…революционная ситуация… Вспомнив историю, можно заметить, что писатели обращались к драматургии в переломные моменты эпохи:
ВОСР – Биль-Белоцерковский «Шторм»
Тренёв «Любовь Яровая»
30-е годы(индустриализация и коллективизация)-Погодин «Темп»,…
ВОВ- К.Симонов «Русские люди», Корнейчук «Фронт», …
А обращались именно потому, что … (слова Горького в эпиграфе).
Обращение М.Горького к драматургии было также следствием его дружбы с популярнейшим в те годы МХТ.
До прихода в МХТ М.Горького этот театр сотрудничал с А.П.Чеховым. На сцене шли чеховские лирико-психологические пьесы, в которых поднимались нравственные проблемы. Горький начинает новый этап в русской драматургии. Он соединяет эти проблемы с политическими. Только на первый взгляд может показаться, что это отделимо друг от друга. На самом деле разговор о нравственном и духовном не исключает политическое.
Станиславский по этому поводу сказал (слова из эпиграфа).
Уже первые пьесы («Мещане», «На дне») показывают, что в литературу пришёл драматург-новатор. Всё в этих пьесах было необычно : и проблематика, и герои. Особенно много споров в этом отношении вызвала пьеса «На дне». Она явилась вершиной его творческих исканий и получила быстрый и широкий успех.
2. Работа с раздаточным материалом.
Перед вами карточка, на которой указаны основные точки зрения на успех пьесы. Прочитайте их и выскажите свою точку зрения.(Смотри приложение)
Обращаемся к основному вопросу урока (доска).
Из различных суждений о том, в чём же заключается суть пьесы «На дне», особенно широкое распространение получили две точки зрения. Согласно одной из них значение пьесы заключается в следующем: Горький подвёл в ней итог всему написанному прежде о босяках. К этому обычно добавляют, что Горький не просто обобщил разработку этой важной темы, а и пересмотрел своё прежнее отношение к босякам, отказавшись от всякой их романтизации.
Другая точка зрения сводится к тому, что темой этого произведения являются прения о правде и лжи (философский спор) – одна из вечных тем искусства.
В обеих точках зрения есть зерно истины. И всё же содержание пьесы «На дне» гораздо сложнее. И изображение мира «бывших людей», и вопрос о правде и лжи важны в этой пьесе не сами по себе, а в связи с проблемой, имеющей одновременно и общечеловеческий, и философский смысл. И совершенно конкретный социально-политический характер. Поэтому содержание пьесы обладает глубочайшей жизненностью, а жизненность, историческая конкретность картины, нарисованные в пьесе, становятся сразу же ясными, когда мы задаёмся вопросом о том, кто является главным действующим лицом пьесы.
Речь в данном случае идёт не о действующих лицах. Говоря о главном образе, который М.Горький хотел показать в пьесе «На дне», автор не сразу нашёл название : пьеса называлась сначала «Без солнца», потом «Ночлежка», но все последние варианты заглавия были вязаны именно с понятием дна : «Дно», «На дне жизни», «На дне».
Вы уже знаете содержание пьесы, существование тех проблем, что решает автор именно в этот период, попробуйте ответить письменно в тетради на эти вопросы:
- Чем последнее название отличается от других ?
- Почему М.Горький останавливается именно на нём ?
- Как это характеризует авторскую позицию в пьесе ? (3 – 5 минут)
/ В названии отражена суть проблемы. Если бы Горький оставил название «Без солнца», оно заставило бы говорить только о социальном, но автора волновал вопрос о человеке, о его предназначении…
«Ночлежка» - где происходит действие (бытовое описание)…
Немирович-Данченко разобрался в пьесе и предложил ему вариант названия…/
Итак, картина, нарисованная в пьесе, неразрывно связана с теми событиями и проблемами, которые волновали русское общество в начале 900-х годов. Это время было отмечено новым бедствием : голод в деревне совпал с началом жесточайшего промышленного кризиса. Дно в ту пору стало реальной угрозой для населения России. Говорить о нём, показывать его было очень трудно, почти невозможно. Царское правительство запретило всякое упоминание о голоде и кризисе. Понятно, как была встречена картина театральной цензурой пьеса «На дне». Её хотели запретить совсем, а затем, уверенные в неизбежности её провала, разрешили для постановки МХТ.
В той исторической обстановке, в которой пьеса появилась, вся картина «дна» жизни обладала поистине взрывной силой.
3. Работа с текстом.
Посмотрим ещё одну сцену, вроде бытового характера.
/ от слов Пепел: Барон! Чай пил?...
до слов Пепел: Барон! А ты меня сконфузил!/
- Бытовая сцена ?
Но представим себе зрительный зал тогдашнего спектакля. В первых рядах сидят сородичи Барона, только чуть удачливее, чем он, удержавшиеся на верхних этажах общества. Это их хотят «поставить на четвереньки» горьковские герои. Да и не только они. Ненависть к богатым была настолько сильна, что с галёрки звучат одобрительные возгласы : «Верно!» «Хорошо!»
Сегодняшнему зрителю трудно понять, какой пощёчиной была эта сцена всей аристократической элите того времени.
Царское правительство лучше критики понимало, что суть пьесы М.Горького - совсем не воспоминания о прошлом, не в отвлечённых рассуждениях о правде и лжи.
Николай 2 заявил, что «… постановка «На дне» имеет вредное государственное значение, т.к. из театра публика выносит тяжёлое впечатление, особенно трудно варимое для людей озлобленных и недовольных.» (карточка)
А министр внутренних дел Плеве говорил, что это произведение даёт основание назвать Горького человеком опасным, гловарём партии недовольных революционеров.
Мы привыкли, что революционер борется в прямом смысле слова. Мы знаем пьесу и видим, что здесь нет революционеров…и Горький не был организатором кружка… Здесь Плеве очень точно почувствовал за героями пьесы личность самого автора. И в дальнейшем разборе пьесы мы постоянно будем возвращаться к анализу авторской позиции. Мы знаем, что она может выражаться в композиции, сюжете, системе образов, лексике…(карточка)
- Давайте вспомним, что такое драма ? Что такое драматическое произведение и что лежит в его основе?
- Какой конфликт лежит в основе этой пьесы?
- Запишите основные сюжетные узлы (самостоятельная работа по содержанию пьесы)
/Костылёвы – Пепел - Наташа
Клещ – Анна
Барон – Настя…/
Подводим итоги: все конфликты между людьми исчерпывают себя до окончания пьесы. Главным в этой пьесе является конфликт идей. Вот в этом и заключается новаторство Горького-драматурга, он соединяет в произведении 2 плана : бытовой и философский.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание : 1). Перечитать 1-3 действие
2). Выписать высказывания ночлежников о человеке.
3). Подготовить предыстории персонажей
(Барон, Сатин, Бубнов, Актёр, Лука, Костылёвы).
КАРТОЧКА (к уроку № 1)
Вспоминая день первого представления «На дне», Качалов писал :
«Зрительным залом пьеса принималась бурно и восторженно, как пьеса-«буревестник», которая предвещала грядущую бурю и к бурям звала».
Писатель Леонид Андреев говорил вскоре после премьеры М.Горькому :
«Меня нисколько не смутил быстрый и широкий успех «На дне», когда в словословии слились Шибуевы и Гольцевы. Но, приглядевшись, я увидел, что половина не понимает того, что хвалит, а другая половина находится у подошвы горы. Ни одна статья , ни один разговор не могли охватить драмы во всей ширине и глубине. Всякий раз остаётся что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается сама суть».
Композиция-
Сюжет-
Система образов-
Урок 2
Тема: «Униженные и оскорблённые»
Цели урока:
1).Познакомить учащихся с композицией, системой образов, сюжетом пьесы. Выявить на основе этого отношение Горького к окружающей действительности. Дать первоначальное представление о горьковском идеале человека.
2).Развить навык работы с текстом драматического произведения и навык выявления авторской позиции в тексте драматического произведения.
3).Пробудить сочувствие к героям Горького, на примере позиции Горького воспитывать у школьников чувство любви и уважения к человеку.
Оформление доски:
1). Иллюстрации.
2). Отрывок из очерка Н.Эфроса (можно на карточке).
3). Вопрос урока : Что есть человек ?
4). Схема горьковского идеала человека (составляется
по ходу урока).
Ход урока
Вступительное слово учителя (тема урока, цели, задачи; разговор о форме произведения; отличие горьковских пьес от чеховских…)
Беседа с классом.
Знакомство с любым драматическим произведением начинается с афиши. Давайте откроем список действующих лиц и прочитаем его.
- Почему автор по-разному представляет героев пьесы: одних – по имени-отчеству, других – по прозвищу?
- Зачем указан возраст почти всех ночлежников?
- Как, читая афишу, можно определить социальное положение действующих лиц?
В пьесе значимо каждое слово. Уже афиша даёт представление о многом :
по-разному ценятся люди в обществе, на дне жизни может оказаться представитель любого сословия, пола, возраста…
По имени-отчеству представлены Костылёвы - хозяева ночлежки. Это уже указывает на их особое положение.
Несколько по-другому представлен Клещ; это уже Клещ, но ещё Андрей Митрич. Пройдёт немного времени, Клещ смирится со своим положением ночлежника, и имя, и отчество исчезнут, «а без имени нет человека»(Актёр).
- К какому человеку можем обращаться только по имени-отчеству, к какому по имени, а кого мы можем назвать, окликнуть по прозвищу ?
Возраст ночлежников - от 20 до 40 лет, т.е. это люди молодые. В этом возрасте человек обычно силён, здоров, у него есть цель в жизни. Но тем не менее все эти полные сил люди оказались на «дне» жизни.
- Что же привело всех этих людей сюда ? Какова авторская позиция по этому поводу ?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воссоздадим прошлое таких героев, как Барон, Бубнов, Клещ, Актёр, Сатин, Пепел, Настя.
/ «На дно» людей приводят как объективные, так и субъективные причины: защищая честь сестры, совершает преступление Сатин, отсидев срок в тюрьме, оказался «на дне».
Бубнов раньше имел своё заведение, был скорняком (была красильня, красил меха)…
Напомним ученикам, что начало 900-х годов в области промышленности характеризовалось концентрацией производства, следовательно, - разорение
мелких собственников.
Клещ. На первом уроке говорили о жестоком промышленном кризисе, из-за которого за воротами фабрик и заводов оказались многие рабочие.
Чтобы понять, как оказался Актёр «на дне», зачитать отрывок из воспоминаний народной артистки СССР А.А.Яблочкиной: «Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона (6-7 месяцев), да и в это время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёрам…Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным : переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения, испытываемые актёрами и особенно актрисами, - всё это создавало атмосферу отнюдь не способствовавшую развитию искусства… Сколько бы ни зарабатывал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы; закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антерпренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях…»
Барон в прошлом был знатным человеком, но в 900-е годы происходило разорение мелкого дворянства…
Во всех сословиях есть «ненужные» люди.
- О чём это говорит ?
/Это говорит о безнравственности общества, о противоестественности существования такого общества/.
3. Работа с текстом.
В тексте пьесы дана многообразная галерея обитателей «дна», попавших сюда буквально со всех социальных «этажей» - из аристократии, из трудовой интеллигенции, из ремесленников, из крестьян и др. Они не могут не заставить задуматься о сущности всего социального порядка. За картиной быта деклассированных людей проступают контуры другой картины – всего здания классового общества. А то, что это здание видно здесь снизу, в данном случае не вредит объективности. Это вполне уместный угол зрения, поскольку хозяева здания, хозяева «порядочного общества» гораздо хуже его «отбросов» .
-Что же представляют из себя Костылёвы ?
-Кто такие Костылёвы ?
-Каковы их характерные черты ?
-Каковы их взаимоотношения с ночлежниками, друг с другом ?/текст/
-С какой целью М.Горький вводит эти образы ?
/ Костылёвы утратили всё человеческое, именно такие, как они, являются вдохновителями проступков или преступлений, совершаемых босяками : они могут не подстрекать прямо, но так действуют, что человек вынужден совершить их/.
«Большинство босяков находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек и разных притонов. Это-закон их существования… Можно с уверенностью сказать, что вдохновителями большинства краж, совершаемых босяками, являются содержатели ночлежек и трактирщики трущоб, а если они редко фигурируют на суде в избранной ими роли,- то это только свидетельствует о их уме и ловкости»,- писал М Горький.
Итак, хозяева ночлежки, действительно, хуже людей, вынужденных ютиться в подвале. В отличие от Костылёвых ночлежники сохраняют в себе некоторые черты человечности /примеры /.
Критик Эфрос так писал после премьеры «На дне» в МХТ :
«Упавшие на «дно» с верхов и никогда со дна не поднимающиеся; выбитые из колеи страстями и натурою, нескладицей и жестокостью жизни, - и изначала не попавшие ни в какую колею; случайные и прирождённые герои дна; протестующие и сдавшиеся; отчаявшиеся и покорившиеся; скорбящие и злобствующие, цепляющиеся за что-то и махнувшие рукой; проклинающие дно и гордые им… Все они сложились в своё общество, потому что человек никогда не может утратить своей общественной природы, и всегда в нём всё те же «образ и подобие», какие бы непроглядно густые краски ни накладывала на него жизнь. Она гримирует скотом, но человек остаётся человеком…»
Человеческое ночлежников – в их мечте, надежде, вере во что-то. Это помогает им переносить ужас жизни. В пьесе мы видим разные степени веры и безверия.
- О чём мечтают ночлежники ? Во что или в кого они верят ? /текст/
Независимо от того, верят ночлежники во что-то или нет,…всех их занимает один вопрос.
- О чём говорят ночлежники ?
Их волнует вопрос о сущности, о предназначении человека, о его ценности.
- Каков он, человек ? – вот тема их споров.
- Что ночлежники считают главным в человеке ?
/ученики зачитывают цитаты из текста, учитель строит на доске схему/.
Образование (Сатин)
Талант (Актёр) Горьковский идеал человека
Труд (Клещ)
Любовь (Настя)
-------------------------
ТВОРЕЦ - Что мешает, не даёт человеку стать таким ?
Письменная работа: Социальный анализ в пьесе как свидетельство гуманизма М.Горького.
Домашнее задание:
1. Перечитать 3 действие и ответить на вопросы :
- Как сталкиваются взгляды Луки и Бубнова ?
- Чем объясняет Лука необходимость иллюзий для человека? Прав ли он?
2. Найти и проанализировать объяснение Луки о том, почему надо жалеть человека.