Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературы "Интерпретация стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное…»"

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с текстом стихотворения, подготовить его творческое осмысление и истолкование;

Формировать умение воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, понимать смысл произведения во всей его сложности;

Способствовать осваиванию учащимися богатств русского языка и на примерах мастеров слова обучать применению возможностей языка для выражения собственных мыслей;

Воспитывать эмоциональное восприятие художественного слова,   умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста

 

 

 

Тип урока: урок применения знаний и умений.

 

 

 

 

Вспомогательные элементы урока:

 

Текст стихотворения «Утро туманное…»

Справочные материалы по анализу поэтического текста.

Презентация к уроку (портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо, иллюстрация к стихотворению).

Музыкальное оформление начала урока, вокальное исполнение произведения в конце урока.

Эпиграф: «Его стихи – многопевная мечтательность» (Б.Зайцев).

Иллюстрация к стихотворению.

 

 

 

                               Ход урока.

 

Вступительное слово учителя.

(Звучит «Элегия» С.Рахманинова)

 

 

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.
                              А. А. Ахматова

    Ребята, сегодня мы собрались, чтобы совершить еще один шаг на пути к познанию глубины и емкости художественного слова, долговечней которого, по мнению А.А.Ахматовой нет ничего на земле, да и, вероятно, и выше: ибо  сказано: что слово – это Бог! Так ли это на самом деле, действительно ли слово, особенно если оно художественное, может синтезировать наши читательские мысли и чувства? На этот и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Обратимся к домашнему заданию, целью которого было читательское прогнозирование. 

  Напомню, что вы должны были поделиться своими ассоциациями, впечатлениями, которые вызывают у вас слова «Туман», «В дороге». Вы готовы? Проверим. Зачитайте свои этюды или то, что вам самим особенно нравится.

    - Рассмотрим рисунок, сделанный на тему «Туман». Что вы можете о нем сказать?

    -Сделаем выводы: что объединяет все работы, созданные на темы «Туман», «В дороге»? (Мотив грусти, расставания)

 

 2. Читательское прогнозирование.   

Проверка домашней работы: сочинение – этюд по ассоциациям к выражениям: «Туманное утро», «В пути», иллюстрации.

 

Итог: как правило, у большинства в сочинении, как и в живописной работе, присутствует мотив грусти, одиночества; воспоминаний о том, что оставлено позади, размышлений о будущем.

 

       Наш творческий поиск мы продолжим сегодня, обращаясь к одному из стихотворений И.С.Тургенева, который менее всего известен нам как поэт, но следует отметить, что начинал он свою литературную деятельность именно как поэт, правда, много позже не любил говорить о своих стихах, считал их слабыми, за исключением одного, к интерпретации которого мы и обратимся сейчас. И поскольку интерпретация предусматривает не только истолкование, но и восприятие текста, думается, не лишним будет вспомнить сегодня историю создания стихотворения.

3.  

История возникновения стихотворения – посвящения Полине Виардо.  

      В октябре 1843 года в Петербурге открывалась Итальянская опера. Выступала не знакомая еще русской публике молодая певица Полина Гарсиа Виардо. Несмотря на молодость (ей было 22 года) она успела завоевать успех у европейской публики. Глинка, Вагнер, Лист восхищались ее талантом, критики так оценивали вокальные данные: « бархатный голос, идущий из души в душу».

  И вот первый выход перед русской публикой: небольшого роста, с крупными чертами лица – некрасива – решили все. Но вот раздались первые звуки ее голоса и в зале мгновенно пробежала электрическая искра… в первую минуту – мертвая тишина, какое-то блаженное оцепенение…но молча прослушать до конца не хватало сил. Порывистые «браво!» прерывали певицу на каждом шагу, заглушали ее. Иван Сергеевич Тургенев был един со всем залом. День 1 ноября, когда он познакомился с Полиной Виардо, стал для него священным. И если существует определение любовь с первого взгляда, то чувство писателя можно назвать любовью с первого звука. Даже Варвара Петровна, всегда ревностно, осуждающе относящаяся к симпатиям своего сына, не могла не отметить хотя бы одного достоинства Виардо: «хорошо проклятая цыганка поет". Послушайте, что пишет он ей в одном из многочисленных своих писем:

   От 28 октября 1850 г.  Санкт - Петербург

   В будущий вторник исполнится ровно семь лет, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я  ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною…

   До самой старости Тургенев любил ее свежо и молодо весенним чувством первой любви, ей посвятил он   одно из самых трепетных  стихотворений в прозе «Когда меня не будет…»

    В минуты недолгих, но мучительных расставаний с любимой было создано и  одно из самых ранних посвящений Тургенева Полине Виардо, написанное в 1843году – ( В дороге), известное больше как романс «Утро туманное». Послушайте, пожалуйста.

  4.Чтение стихотворения подготовленным учеником

                  (В дороге)

 

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные снегом покрытые…

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

            

-Скажите, услышали ли вы свои переживания  в стихотворении Тургенева? Уже на этом этапе работы мы можем сказать, что не обманулись в своем читательском прогнозировании, или же великий мастер слова не обманул   нашего доверия: сколь бы  ни было велико присутствие художественного вымысла – поэт сумел выразить то, что близко всем нам, что переживаемо всеми нами.

Попробуем приоткрыть тайну такого волшебного и такого простого слова поэта. 

 

-Откройте справочные материалы, еще раз самостоятельно познакомьтесь с содержанием стихотворения.

(ученики читают стихотворение) 

                  

5. Анализ стихотворения. 

 

Название стихотворения

- Что вы можете сказать о названии?

У стихотворения  двойное название( не нулевое!) –причем авторское записано в скобках.   Как вы думаете – почему?

           ( Первое настраивает на размышления - философское, второе – содержит лиричность, напевность.)

- Скажите, а двуплановость названия никак не выразилась в тексте?

Тема

-Как бы вы определили тему стихотворения? (их несколько )

       (Тема природы, тема любви, человеческих переживаний)

- Скажите, эти темы идут параллельно или все-таки пересечены, объединены?

     (Тургенев не был бы самим собой, если бы не сумел через жизнь природы показать чувства человека.

 Вывод:   философская, тема любви, жизни, прошлого и настоящего, природы

 

Композиция

  -Количество строф и смысловых частей одинаково, но соответствуют ли строфы частям? Четко  ли разграничены они?

        (Нет – переплетение, строфы поделены, строф 3 и частей 3)

 

Какие ИВС помогают выразить  настроение лирического героя, вносят философские мотивы?

 Эпитеты (выписать):туманное, седое, печальные. Скажите, что дало изменение эпитета – седое? (перевод в область человеческих переживаний)

-Какие эпитеты: о природе или о воспоминаниях – насыщеннее, ярче? (О былом).

-Почему неброский пейзаж пробуждает такие волнующие воспоминания? (Контрастность чувств)

-Какие средства, слова, выражения создают нарастание волнения?

Анафора: вспомнишь, так

Градация: обильные, страстные

Антонимы: первые-последние; родное-далекое, жадно-робко

Оксюморон: с улыбкою странною – печальною (улыбка должна быть веселой).

Метафора: ропот колес (что означает слово ропот?)

 

Звуковое оформление: аллитерация - сонорные в первой строфе – грусть, глухие согласные в третьей строфе – замедляется темп, стихает голос

Особенности построения предложений:

-Утро туманное – отсутствует глагол –почему?

(Дает возможность читателю погрузиться в мир переживаний, ощутить себя действующим лицом.)

 

       - Вспомнишь… - односоставные определенно-личные предложения (опущено местоимение ты), но если его употребить – стихотворение лишается смысла. Какую функцию несет в себе это предложение? И, может быть, оно – не определенно – личное?(Обобщенно-личное. Поэт выбирает эту структуру предложения для того чтобы и читатель почувствовал, вспомнил нечто подобное, что может случиться с каждым в дороге. Не случайно и наши ассоциации так сходны с тематикой стихотворения.

Эксперимент. Употребить союзы: что теряет текст? Роль бессоюзия.

Хронотоп :

-Как художественное время и пространство  связано с авторским замыслом, с идеей, видением мира.

          Время – утро, утро жизни, надежда.

          Пространство: земля – человек – небо: надежда, жизнь продолжается.

 

  Вывод: И образы стихотворения, микротемы (природа, переживания лирического героя), и выбор эмоционально разных эпитетов, и аллитерация, показывающая то повышение напряжение, взволнованность мысли, речи, то снижение этой напряженности, художественное время, символизирующее начало жизни, открытое, расширяющееся пространство, кольцевая композиция  – все подводит нас к главной мысли стихотворения. Какой? Какова идея? Человек в этой жизни странник, путешественник: он всегда между прошлым и будущим.

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях

 

Жизнь прекрасна, когда есть любовь - как бы грустны не были расставания, все вернется на круги своя: и утро, и небо дарят надежду на завтрашний день, на встречу с любимой.

 

Подтверждение эпиграфа - определение размера стиха, характеристика его.

  Обратимся к эпиграфу: прав ли Зайцев, утверждая, что стихи Тургенева – многопевная мечтательность. Вы согласны с этим утверждением? А как нам сегодня Тургенев это сможет доказать? Мы это просто слышим, а наше восприятие такое достигается определенным размером стиха, рифмой – какие они? (определяется размер стиха) Что пишет на этот счет в известной нам работе К.Бальмонт?

 

Вывод: дактиль – трехсложный размер стиха, обладающий особенной напевностью. Рифма: перекрестная, открытая, дактилическая, женская.

 

   - Конечно, мы вполне можем доверять и Зайцеву, и Бальмонту в определении музыкальности стиха Тургенева, но самым ярким подтверждением этого стал тот факт, что сразу же после рождения стихотворения (В дороге) оно стало популярным романсом в19 веке и остается таковым и сегодня, поэтому было бы черной неблагодарностью не вспомнить сегодня о композиторе этого романса.  Полшков Максим подготовил нам эту справку.

               

6. Сообщение ученика. Справка о романсе, об авторе музыки к стихотворению И.С.Тургенева.

 

        Романс – вокально – поэтическое произведение для голоса. Русский романс черпал истоки в русской народной песне, пение сопровождалось игрой на семиструнной гитаре. Чайковский, Алябьев, Рахманинов – многие известные композиторы создавали музыку на слова замечательных поэтов. Весьма популярными в 19 веке были романсы «Я помню чудное мгновенье» - на стихи А.С.Пушкина, «Я встретил Вас…» - Тютчева, «И скучно, и грустно « - Лермонтова , а также «Утро туманное» - И.С.Тургенева.

     Музыку к романсу сочинил офицер лейб – гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, любитель игры на гитаре, погибший во время Крымской войны в осажденном Севастополе. Но вплоть до наших дней композиторство приписывается жене одного из братьев Эраста, замечательной певице, исполнительнице романсов – Варваре Абаза.

           И уж, конечно, было бы неверно, если бы мы , говоря о мелодичности, напевности слова Тургенева не воспользовались самым простым доказательством – исполнением романса. Пожалуйста, на любовь свое сердце настройте и послушайте романс в исполнении Олега Погудина…

 

7. Прослушивание романса «Утро туманное».

 

                                                      

8. Рефлексия.

 

       Нельзя объять необъятное… Мы на нашем сегодняшнем занятии сделали, как я и говорила в начале урока, всего лишь один шаг к осознанию величия, значимости русского слова во всей его многогранности. Но не для того только, чтобы понять замысел поэта, раскрыть его чувства и переживания, но в большей мере, может быть, открыть с его помощью себя – и в себе - доселе неизвестное, и удивиться себе такому.

 - Какими собственными мыслями и переживаниям , пришедшими к вам на уроке вы можете поделиться?

 -   Как вы чувствовали себя на уроке? Что открыли для себя?

Нужно ли было, по – вашему, сегодняшнее занятие?

                    (ученики делятся впечатлениями)

  Я благодарю вас за ваши откровения, которыми вы поделились  в начале  урока и теперь. Надеюсь, что стихотворение Тургенева, которым он так дорожил, станет и вашим любимым. 

 

9. Задание на дом: литературная мастерская (ЛМ) по стихотворениям «В дороге», «Когда меня не будет».

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru