Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Игра-путешествие в 6 классе «По страницам учебника»

 

Цель:

обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года.

Класс разделен на 3 творческие группы, каждая из которых имеет свое название, эмблему.

Ход урока

Дети сидят полукругом, каждая группа за своим столом.

На доске – тема урока.

I. Сообщение темы и целей урока, объяснение правил игры.

Учитель приглашает «жюри» – родителей – занять свое место за отдельным столом.

Учитель. Вот и подходит к концу учебный год. Мы дружно работали, многому научились, и сегодня еще раз перелистаем страницы нашего учебника. Встретимся с полюбившимися героями, покажем свои знания и умения по теории литературы.

Наше строгое жюри будет оценивать ответы ребят, чтобы в конце урока поставить объективные оценки за их труд. Для этого прошу команды (творческие группы) назвать себя, защитить свои эмблемы.

Капитаны команд представляют свои команды, «защищают» эмблемы и названия.

 

II. Игра-путешествие.

1. Творческая разминка.

Учитель. Перенесемся в Древнюю Грецию.

На доске прикрепляется первая страница – «Мифы Древней Греции». Каждой команде по очереди задается один вопрос:

а) Назовите дочерей великого титана Атласа, у которых Геракл должен был достать золотые яблоки. (Геспериды.)

б) Назовите имя царя, скотный двор которого должен был очистить Геракл. (Авгий.)

в) Геракл – это сын кого? (Зевса.)

На доске прикрепляется еще одна страница – «Древнерусская литература», «Знакомство с Библией».

а) Вспомните заповедь Иисуса Христа из «Притчи о добром самарянине». («Люби ближнего своего как самого себя».)

б) О рождении какого младенца рассказывает Б. Л. Пастернак в стихотворении «Рождественская звезда»?

 

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

                                                                                               (О рождении Иисуса.)

в) В «Повести временных лет» летописец рассказывает не о князе, и даже не о дружиннике, а о простом юноше, который помог князю Владимиру одолеть печенегов. Что же сделал этот юноша и как его звали? (Кожемяка; победил вражеского богатыря.)

Учитель оценивает ответы, жюри подводит итоги разминки.

 

2. Игра.

 I тур

Произведения русских писателей XIX века

Учитель. Великие мастера слова в своих произведениях используют различные тропы, чтобы сделать красивее, интереснее, образнее речь.

– Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? Приведите примеры текстов.

а) Эпитет – это…

б) Сравнение – это…

в) Олицетворение – это…

Открывается следующая страница учебника «Произведения русских писателей XIX века».

Учитель. Попытаемся определить размеры стихотворений, назвав их авторов.

а) Мороз и солнце; день чудесный!

   Еще ты дремлешь, друг прелестный…

                                    (Пушкин, «Зимнее утро», ямб.)

б) Тучки небесные, вечные странники!

    Степью лазурною, цепью жемчужною

    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

    С милого севера в сторону южную.

                                    (Лермонтов, «Тучи», дактиль.)

 

в) Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя…

                                    (Пушкин, «Зимний вечер», хорей.)

 

II тур

Произведения русских писателей XX века

Учитель. Мы перелистываем страницу и попадаем в век XX.

Звучит мелодия песни «Конь» на стихи С. Есенина в исполнении группы «Любэ».

1) Назовите «песенных» поэтов, которых вы знаете, приведите примеры песен на их стихи.

а) «Конь» в исполнении группы «Любэ», С. Есенин.

б) «Букет» на стихи Н. Рубцова.

в) «Отговорила роща золотая» С. Есенина.

2) «Черный ящик».

По предметам, лежащим в «черном ящике», угадайте, из какого они произведения, кто их автор, кратко перескажите эпизод, связанный с этими предметами.

а) Яблоки, макароны, учебник французского. (В. Распутин, «Уроки французского».)

б) Пакет с варениками, рисунок с изображением черта, мешок.

(Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».)

в) Пряник, лукошко, ягоды. (В. Астафьев, «Конь с розовой гривой».)

3) Инсценировка (домашняя заготовка) понравившегося произведения или отрывка.

Команды-соперницы отгадывают, из какого произведения сценка, кто автор этого произведения.

Можно инсценировать следующие произведения: «Кладовая солнца» Пришвина, «Корова» Платонова, «Левша» Лескова, рассказы А. П. Чехова, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера.

4) Работа в творческой мастерской.

Команды обмениваются кроссвордами (домашние заготовки), разгадывают их. 1–2 «писателя» из каждой творческой группы работают над сочинением-миниатюрой по картинам:

– И. К. Айвазовский. «Буря» (1854 г.);

– Б. М. Кустодиев. «Праздник в деревне» (1907 г.);

– К. Ф. Юон. «Новая планета».

По окончании работы кроссворды сдаются жюри, а сочинения зачитываются.

5) Конкурс чтецов.

Тематика стихов выбирается жеребьевкой:

– о войне;

– о родине, природе;

– поэты XIX века (Пушкин, Лермонтов).

III. Итоги уроков.

Учитель подводит итоги уроков, члены жюри зачитывают результаты, объявляются победители.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru