Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…"

 

Цель:

Обобщить полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя.

Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края.

Показать единство «Очерка зимнего дня» С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы Родины.

Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.

Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст С.Аксакова.

Оборудование:

Портрет С.Т.Аксакова.

Стенд с фотографиями Дома-музея С.Т.Аксакова, сквера имени С.Аксакова, памятника С.Т.Аксакову в г. Уфе.

Репродукции картин М.Нестерова «Родина Аксакова», «Зимой в скиту».

Аудиозапись пьесы П.Чайковского «Декабрь. Рождество» (цикл «Времена года»).

На доске – эпиграфы к уроку:

«Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остывала в душе моей…» (С.Т.Аксаков)

«Одно несомненно хорошо – это природа... Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, чувств, сколько в ней мечтаний…глубоких, вдумчивых, долговечных…» (М.В.Нестеров)

Примечание:

Накануне урока проводится экскурсия по аксаковским местам г. Уфы с посещением Дома-музея С.Аксакова.

Для проведения данного урока объединяю два: урок развития речи и урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Работа над материалом урока

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству С.Т.Аксакова. Мы посетили аксаковские места нашего города , вы узнали, что С.Т.Аксаков – это великий русский писатель, наш земляк. Вы знаете теперь, что члены большой семьи Аксаковых много сделали для развития нашего родного города, всего нашего края.
– Вспомните самые яркие, запомнившиеся вам факты биографии писателя.
– Расскажите о событиях детства писателя.
– Почему жизнь природы стала основной темой в творчестве писателя? (Учащиеся рассказывают биографию С.Т.Аксакова, услышанную ими во время экскурсии, обращая внимание на то, что рос писатель очень болезненным ребёнком, редко мог принимать участие в играх детей на улице, чаще наблюдал природу из окна дома, а за окном был прекрасный пейзаж: река Белая, лес, необыкновенный простор…)

2. Работа с текстом «Очерка зимнего дня».

а) Слово учителя.

Вы знаете, что главные произведения С.Т.Аксакова – это «Семейная хроника» (1856г.) и «Детские годы Багрова-внука» (1858г.). С.Т.Аксаков писать стал довольно поздно. Долгие годы он был известен, как хлебосольный московский барин, страстный театрал, охотник, исходивший башкирские и московские леса и болота, неутомимый рыболов, очень наблюдательный человек. Как же он стал писателем?

Потрясением для С.Т.Аксакова стала встреча с Н.В.Гоголем. Сочинения Н.Гоголя словно пробудили скрытые глубоко способности С.Т.Аксакова. И он стал писать.

Самое известное вам произведение писателя – сказка «Аленький цветочек». А сегодня мы познакомимся с «Очерком зимнего дня», который создан за 4 месяца до смерти писателя. Декабрь 1858 года. С.Т.Аксаков прикован к постели. Силы убывают, но он в ясном сознании. И он диктует… Его близкие записывают…

Итак, «Очерк зимнего дня».

3. Чтение «Очерка…» учителем. Комментарий к тексту (лексика).

4. Беседа по содержанию очерка.

– Очерк – это прозаический документальный жанр. Что показалось вам наиболее интересным в нём?
– Какие моменты жизни писателя ярко отразились в очерке?
– Почему в 1858 году автор вспоминает декабрь 1813 года? Чем так запомнилась писателю та зима?
– Обратим внимание на описание зимней природы. Найдите их, выразительно прочитайте. Какие художественные средства использует писатель?

(В процессе работы с текстом учащиеся под руководством учителя выразительно читают, пересказывают отрывки-описания зимней природы, отмечают средства выразительности).

5. Работа с репродукциями картин М.В.Нестерова.

а) Слово учителя.

– А теперь обратимся к репродукциям картин М.В.Нестерова «Родина Аксакова» и «Зимой в скиту». Вы знаете, что это ещё один великий наш земляк. М.В.Нестеров родился в нашем городе в 1862 году. Семья была патриархальная (вы уже знаете, что это означает). Детские годы будущего художника прошли в нашем городе, а затем М.В.Нестеров учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом – в Петербурге в Академии художеств. Творчество М.В. Нестерова многогранно. Но особая тема – малая Родина, воспоминания детства.

М.В.Нестеров родился в 1862 году, а С.Т.Аксаков умер в 1859 году. Казалось бы, что может объединять произведения писателя и живописца, которых разделяет целая жизнь? Есть нечто, роднящее их. Что это? На этот вопрос мы и попробуем сейчас ответить.

б) Беседа по содержанию картин.

– Что изображено на картинах?
– Узнаваем ли этот пейзаж для нас с вами? Почему?
– Какая из этих картин М.В.Нестерова ближе по содержанию, по настроению очерку С.Т.Аксакова? Почему?
– Какие строки из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова созвучны этой картине по настроению, внутреннему содержанию?
– Что же объединяет произведения С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова?

(В процессе беседы учащиеся отмечают, что сближает произведения двух великих художников общая тема: любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине, которая у них одна – и малая, и большая.)

в) Слово учителя (итог).

Неповторимо прекрасна природа Башкирии, так поэтично воспетая в произведениях русского писателя 19 века, нашего земляка С.Т.Аксакова. В живописи же она впервые нашла отражение в произведениях русского художника М.В.Нестерова, тоже нашего земляка. Не случайно М.В.Нестеров, высоко оценивая талант С.Т.Аксакова и безмерно любя свой родной край, одну из своих картин так и назвал – «Родина Аксакова» (1914). Торжественен и суров образ башкирской природы на этом монументальном полотне. Спокойны и величественны очертания холма, просторны дали. Картина словно светится… Это и есть тот неповторимый нестеровский ЛИРИЗМ, который отмечают все исследователи творчества живописца.

Природу М.В.Нестеров и С.Т. Аксаков любили самозабвенно, о чём свидетельствуют их мысли, вынесенные нами в эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова двух наших великих художников?

( В процессе беседы приходим к выводу: главное, что объединяет двух художников, – это их глубокая, сильная любовь к родной природе, которая и является основой любви к Родине.)

6. Прослушивание музыки П.И.Чайковского («Декабрь. Рождество»).

а) Слово учителя.

– Сейчас мы прослушаем два музыкальных отрывка. Подумайте, какой из них созвучен произведениям С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова?

б) Прослушивание пьес А.Вивальди «Зима» (отрывок) и П.И.Чайковского «Декабрь. Рождество». (Дети без особого труда определяют родство музыки П.И.Чайковского и произведений С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова и легко аргументируют своё мнение.)

7. Слово учителя.

Напомню вам рассказ И.А.Бунина «Косцы» (его мы читали в 5 классе). В нём, говоря о необыкновенном пении косцов, размышляя над содержанием русской песни, ещё один русский писатель, до самозабвения любивший нашу Родину, И.А.Бунин писал: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств… И ещё в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

– Откликаются ли наши сердца тоже на эти слова, ощущаем ли мы с вами скрытую за этими словами, звуками, красками любовь к нашей Родине, нашему общему дому? (Дети всегда отвечают утвердительно и эмоционально.)

– Это и есть то, что объединяет все поколения россиян: любовь к своей стране, к своему народу. «Горячая любовь к природе», о которой писал С.Т.Аксаков, это и есть горячая любовь к Родине.

III. Итог урока

IV. Домашнее задание

Подготовить пересказ описания зимней природы из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова для подробного изложения по памяти.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru