Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

За что люди, познакомившись творчеством Пушкина, влюбляются в его произведения на всю жизнь? Я думаю, за веселье и мудрость, грусть и благородство, за верность мечте о духовной свободе человека, которую он пронес через всю жизнь, за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. За то, что любил и умел дружить с ними. Он не был благополучным с житейской точки зрения. Он был и несчастным порой, и разочарованным, и измученным, и раненым, и умирающим... Но всегда озарял жизнь вокруг себя светом.

Когда нам бывает трудно, мы открываем наугад «Евгения Онегина» и буквально «пьем» драгоценное вино его строк.

Роман занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

«Евгений Онегин» известен каждому. Это самое задушевное произведение Пушкина. В него все вложено: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. В этом романе Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу - полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Некоторые из образов, созданных Пушкиным в романе «Евгений Онегин», явили собой совершенно новые типы в русской литературе XIX века и требовали осмысления. Таков образ Татьяны: впервые в ее лице Пушкин воспроизвел тип русской женщины в реалистическом произведении. И неудивительно, что, окончив «Евгения Онегина», поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига - создания первого русского реалистического романа - испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него, как поденщик, кончивший свою работу и не имеющий новой.

Милые женщины... Как много существует произведений, посвященных вам. Многие авторы создавали замечательные произведения, в которых воспевали женскую красоту и очарование, рассказывали о своем «милом идеале» женщины. В искусстве возможно такое чудо, когда художник влюбляется в свое собственное творение. Вероятно, работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался образом чудесной девушки, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». Он признается: «Я так люблю Татьяну милую мою». «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина. Но почему именно это имя выбрал автор? Сам Пушкин объясняет это так: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например: Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами». И поясняет в следующих строчках:

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно:

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

Это Пушкин открыл нам красоту обыкновенного русского имени.

Дело, значит, не в имени, а в том, кто его носит, - ведь и фамилии Пушкин, Глинка, Толстой показались бы нам смешными, если бы не были прежде всего великими. Так же имена. Назвал Пушкин свою героиню Татьяной, и вот уже больше полутора веков это имя звучит для нас как-то особенно тепло, особенно по-русски. Мы восхищаемся ее именем, даем его своим дочерям, влюбляемся в девушек, названных Татьянами...

В романе мы впервые встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных - прелестный уголок. Отец Тани:

... Был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой...

Все хозяйство вела мать. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Часто приезжали соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Вот в какой атмосфере воспитывалась Татьяна.

Она - простая провинциальная девушка, не красавица и не поражает воображение обилием контрастных черт в характере. Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять ее духовных запросов.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы»,

... страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей...

Но в ее характере уже с детства было такое, что отличало от других девушек ее круга. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой.

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

Татьяна жила среди природы и любила ее:

Татьяна (русскою душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Эта девушка лишена кокетства и притворства. Татьяна не похожа ни на девиц из романов, ни на сестру Ольгу, ни на ее подруг.

С детства она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью.

Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору. О жизни, о людях она привыкла судить по прочитанным ею романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Окружающая ее жизнь, среда деревенских помещиков, их жен и детей мало удовлетворяла ее требовательную душу, ее пытливый ум. В книгах, в романах она видела другую жизнь, более значительную и богатую событиями, других людей, более интересных; она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существуют на самом деле, и была уверена, что и ей предстоит когда-нибудь встретиться с ними и пожить такой жизнью.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал... Девические дни ее ничем не были заняты, в них не было своей черед труда и досуга... Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожирающий ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят...

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь

И дождалась. Открылись очи,

Она сказала: это он!

Понятно, что при встрече с Онегиным, который стоял особняком среди всех ее знакомых и представлял для Тани сплошную тайну, она именно в нем видит своего долгожданного героя. Она искренне верит в то, что создала ее фантазия; любовь для нее не игра, а подлинное содержание и смысл жизни: «Она не ведает обмана и верит избранной мечте».

Она любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным... В сердечном порыве Татьяна решается написать Онегину письмо-откровение, признание в любви. Оно проникнуто искренностью и наивно-романтической верой во взаимность ее чувства.

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Вот почему она и решается написать и послать Онегину свое наивно-трогательное и поэтическое любовное признание. Она не сомневается в том, что и Онегин должен ее полюбить, и поэтому каждый день с утра ждет его приезда и одевается заранее, как для приема гостей.

Но день протек, и нет ответа

Другой настал: все нет как нет.

Бледна как тень, с утра одета,

Татьяна ждет: когда ж ответ?

Письмо Татьяны - это порыв, смятенье, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все - подлинно. Оно написано русской девушкой, неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой. Прошло время, Татьяну выдали замуж, хотя в ее сердце по-прежнему живет первая любовь. Но она остается верна своему долгу. При встрече она говорит Онегину:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

И сейчас, в наше время, каждый молодой человек ищет свой идеал женщины. И я думаю, что у многих этот идеал ассоциируется с Татьяной Лариной, потому что в ней сочетаются те качества, которые делают женщину прекрасной. Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. У Татьяны есть сестра Ольга.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела...

...Глаза как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан...

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня - и на нее, оказывается, обращены все вздохи, все восторги, все мечты. Ей посвящаются стихи, ей отдана «неземная» любовь Ленского.

Ах он любил, как в наши лета

Уже не любят... как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена.

Но предмет любви Ленского был не идеален. Ольга -легкомысленная девушка, ничем не отличающаяся от многих своих сверстниц. Владимиру не хватало жизненного опыта и проницательности, в отличие от Онегина, который сразу же распознал в Ольге заурядную натуру. Ленский посвятил Ольге свои стихи, чувства и мысли, за нее он отдал свою жизнь, но «недолго плакала» о Владимире Ольга.

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек ее вниманье,

Другой успел ее страданье,

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить,

Улан любим ее душою...

Хорошо Ольге: она живет, «как ландыш потаенный, незнаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой». Ей ничто страшное не снится, потому что она ни о чем серьезно, ни о чем трагическом никогда не задумывается. Хорошо Ольге... А так ли уж хорошо? Это ведь один из главных вопросов, которые задают себе люди во все времена: кому лучше жить - тому, кто не задумывается, дни его текут легко и однообразно, или тому, кто думает, страдает, радуется полной мерой?

На протяжении всего романа мы встречаемся неоднократно с Ольгой и Татьяной. Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы романтических произведений: поэтическое имя, необычайная красота... Татьяна вовсе не красавица. Красавица в романе есть, это - Ольга, невеста Ленского: «... как поцелуй любви мила...».

Татьяна, «милый идеал» Пушкина, является главной героиней романа. Главное свойство Татьяны - высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому ей человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству  долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью привлекает к героине наше внимание.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени.

Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу. Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той «нежной простотой» и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:

Подобно ветреной надежде,

Резва, беспечна, весела,

Ну точно та же, как была.

последние часы жизни Ленский поглощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: «... не долго плакала она», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.

Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепостной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной мы узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права.

В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. -

«Да как же ты венчалась, няня?»

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

 

На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время она является хранительницей простонародных преданий - «старинных былей, небылиц», и поэтому Филиппьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.

Она любит свою няню, открывается в своем чувстве ей: «Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». «... Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена» потому что судьба Татьяны чем-то похожа на судьбу няни. И только няня может ее понять так, как никто другой.

Итак, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера.

 

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru