Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится проектно-исследовательская деятельность, которая сформирует у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Основные понятия проектно-исследовательской деятельности школьника это:
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты;
умение делать выводы и умозаключения;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает изучение окружающего мира.
Виды учебных исследований, проводимых на уроках окружающего мира в начальной школе.
Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получают индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п.
Оперативно собранные материалы обобщается и авторы делают краткие сообщения.
Долговременные исследования делится на этапы:
-ставится проблема, ребёнок выбирает тему исследования;
-предлагается план исследования;
-собирает материал;
-делает обобщения;
-готовит проект (доклад, макет и др.);
-защищает проект.
Проекты отличаются друг от друга:
продуктом результата:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
В проектную деятельность школьники включаются постепенно, начиная с первого класса.
Обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся рекомендуется начинать с тренинговых занятий по развитию:
Информационно-аналитических умений
Информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
Эти занятия позволяет учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Например:
1) для развития умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
Учитель читает детям неоконченный рассказ.
“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)
Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”
“…Так я и не выучил стихотворение”.
“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.
2) для развития умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).
Задание “Давайте вместе подумаем”
Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми):
1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3. Предположим, чтобы медвежата его видели.
Упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон
Задания типа “Найди возможную причину события”
Машина резко затормозила.
Молоко прокисло.
3) для развития умений задавать вопросы
Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)
Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Игра “Угадай, о чем спросили”
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Подбор литературы по заданной теме
Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
об использовании человеком науки и техники
об истории человечества
об исследователях и учёных
Ориентировка в словаре, справочной литературе
возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация например о слоне т.д.
найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________
Ориентировка в тексте, ключевые слова
В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________
Ответы на вопросы к тексту
найди статью “Растения”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________
найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”
О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________
Следующий шаг – это “практика”, где учащимся предлагается “пробные” самостоятельные исследования.
Например написать реферат или творческую работу.
ПИНГВИНЫ
К теме прилагается комплект книг
№ п/п |
Список литературы |
Страницы |
|
Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей. |
|
|
Чарушин Е. Моя первая зоология. |
|
|
Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН |
|
|
|
|
|
|
|
План
Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
Жизнь императорских пингвинов.
Как пингвин разучился летать.
Заключение.
Порядок работы:
Внимательно прочитай план реферата.
Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
Каждый пункт плана – это абзац текста.
Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
Подробно ответь на вопросы основной части плана.
Сделай короткое заключение.
После таких тренировок можно выполнять проектно-исследовательскую работу соответственно по этапное
Этапы работы над проектом |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий |
Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи |
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий |
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов |
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический |
Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов |
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 тап заключительный |
Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат |
Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый |
Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.
Вывод
Организация проектно-исследовательской работы помогает учащимся ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогает учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!” Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Выпускник начальной школы по новым стандартам должен уметь выполнять проекты.