Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам

 

Цели:

актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы индивидуального подхода к деятельности как необходимого условия развития познавательной активности школьников;

создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам с учащимися начальных классов;

содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.


Ход мастер - класса

1.Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам». Пусть эпиграфом нашей работы станут слова В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Ведущую роль должны играть творческие    методы обучения.

Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.  

В основе этой творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь». Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. С такими детьми я предлагаю разработать индивидуальный образовательный маршрут по предмету.

 

2.Основной этап деятельности.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

      Цели:

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика;

-развитие духовно-нравственных основ личности ребенка;

       Принципы:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

-принцип учета возрастных возможностей;

 

При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

     1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

 

     2)Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

 

     3)Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, которое   выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

 

     4)Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

 

Методы и средства обучения при реализации индивидуальных маршрутов

- Ведущими и основными являются методы творческого характера-

проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Они применяются в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

В своей деятельности учителя нашей школы разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты на одного или группу учащихся по выбранному предмету. С этой методикой работы нас познакомила наш научный руководитель Посохина Елена Владимировна.

(Бланк показываю, и учителя видят его у себя на столах)

Сейчас изучим рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.

Эти рекомендации помогут вам при работе в группах.

 

Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными школьниками.

1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.

2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.

3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.

5. Для работы с одаренными учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ЕГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.

6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе с одаренными учениками.

7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей.

 

Эту работу можно проводить не только с одаренными детьми. По такому маршруту может работать учитель с ребенком, имеющим большое количество пропусков. Поможет такой вид работы и с детьми, обучающимися по программам другого вида, а так же при обучении детей на дому.

 

Групповая работа.

 

Учителя разделены на группы. Участникам группам предъявляются бланки, набор учебников по математике, русскому языку и окружающему миру, набор тетрадей и рекомендации.

Итак, вам предлагается разработать индивидуальный образовательный маршрут для работы с учащимися. Одна группа разработает маршрут по окружающему миру, а другая по русскому языку для учеников 3,4 класса.

Давайте проверим, как группы справились с заданием. Представление работы    каждой группы.

 

Группы представляют свои наработки.

 

Подведение итогов работы групп.   

 

3. Подведение итогов.

Включение учащихся в работу по индивидуальным образовательным маршрутам способствует повышению познавательного интереса, осуществлению дифференцированного подхода, развивает творческие способности, воспитывает самостоятельность и инициативность.

 

Результативность.

В результате этого наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов исследовательских работ.

 

4. Рефлексия.

Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего        

занятия и почему.

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.

«Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.

«Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.

«Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

      

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они, достигнут соответственных высот, или они останутся нераскрытыми.

Цигикал А.А.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru