Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)

Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических знаний теории конфликта, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков уметь правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.

Реализация идеи создания в классе службы посредников поможет решить эти задачи.

Основные этапы программы:

1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе.

2.Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов (приложение №).

3. Предложите воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с учителями.

Познакомьте всех учащихся с видами конфликтов, расскажите о возможных причинах их возникновения. Попросите учащихся, вспомнить в каких конфликтах им проходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими по форме:

Что произошло

Суть конфликта

Кто участвовал

Как разрешился

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

Предложите участникам подумать, была ли возможность:

избежать конфликта

найти его «другое разрешение (можно на примере обыгрывания «общей ситуации»).

После общего обсуждения этих вопросов, педагог поговорите о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что участникам конфликта не с кем посоветоваться по поводу происходящего. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторонам обратиться к третьей, независимой стороне, конфликт мог и не зайти «так далеко».

Предложите создать в классе «Службу посредничества». Специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать все возникающие споры. В классе разрабатывается система обращения к посредникам, определяются «правила посредничества», возможно, символика и проч. Возможно, что посредниками захотят стать все дети в классе, по очереди или посредниками будут выбраны 5-6 человек из класса (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся).

Направьте будущих посредников на обучение в назначенное время.

4.Определите процедуру организации обращения к посреднику в классе (1 раз в неделю в специально установленный день, в любое время, по мере возникновения конфликта и др.) учитывая мнение учащихся и самих посредников.

Обеспечьте посредников всем необходимым для процедуры посредничества (помещение, бланки, специальное время).

5.Ззанимайтесь в дальнейшем подготовкой и консультированием посредников, развивая их коммуникативные навыки, но не в коем случае не вмешивайтесь в процедуру посредничества.

Постоянно напоминайте детям, что процесс посредничества представляет собой трехсторонний разговор посредника и участников конфликта. При этом главное условие – взаимное желание сторон разрешить проблему, их спокойное и конструктивное участие в обсуждении. Посредники не рассматривают конфликты, нарушающие человеческое достоинство личности или имеющие противоправный характер – это задача администрации школы.

6. Стимулируйте во всех возможных случаях обращение детей к посреднику и стремитесь к самостоятельной работе посредника.

7.Расширяйте коммуникативные навыки воспитанников, расширяйте их знания в области социальной конфликтологии и поведения в обществе (навыки активного слушания, общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки и др.)

8.Один раз в неделю проводите анализ деятельности посредничества ( не деятельности отдельного посредника, а эффективности всей службы для психолого- эмоционального состояния в классе).

9. Не реже одного раза в классе проводите в классе «Разговор по душам».Темы для «общего размышления»   определяйте совместно с учащимися и посредниками( хорошо. Если они будут носить морально-этический характер.) Не в коем случае не «рассматривайте» конкретные, реальные примеры конфликтов в классе.

Ниже приведены инструкции и бланки, необходимые для работы посредников.

Порядок процесса посредничества

(инструкция для посредника)

Уважаемый Посредник! Ты взял на себя очень важную и ответственную роль. Твоя помощь очень важна для тех, кто будет к тебе обращаться. В своей деятельности тебе следует ВСЕГДА помнить:

Все проблемы и откровения, которыми будут делиться с тобой , должны быть конфидициальны.

Твое участие в разрешении конфликта должно быть исключительно беспристрастным

Не оказывай давление на стороны-участники, их откровенность и решение по преодолению разногласий должны быть самостоятельными

Разговор с участниками должен быть максимально доброжелательным и спокойным, проявляй одинаковое внимание сторонам

Ты вправе остановить обсуждение проблемы, если:

она не относится к рассмотрению на уровне посредника

если сторона (стороны) не готовы к откровенному разговору и взаимному разрешению проблемы

Ход процедуры посредничества

 

Часть 1. Введение.

Попросите участников представиться

Представьтесь сами и объясните роль посредника

Объясните основные правила разговора (уважение друг друга, стремление разрешить конфликт, конфидициальность разговора)

Объясните этапы и задачи посреднического разговора (самостоятельное принятие к разрешению конфликта и следование этим решениям после завершения разговора)

Попросите задать возникшие вопросы

Часть 2. История конфликта.

Обе стороны объясняют ситуацию посреднику

Суммирование взглядов и позиций каждой из сторон

Убедитесь, что вы поняли суть конфликта

Убедитесь, что обе стороны понимают суть конфликта и разногласий

Часть 3. Выявление фактов и эмоций.

Обе стороны рассказывают друг другу о своей позиции

Обсуждение фактов и эмоций

Используйте для разговора цепочку:

Позиция – интересы и происхождение - ценности и потребности, лежащие в основе требований (здоровье, ответственность, общение, безопасность дружба, ответственность, идеалы, убеждения)

Стороны высказывают возможные претензии и обиды

Суммируйте факты и эмоции обеих сторон

Часть 4. Обсуждение путей выхода.

Попросите обе стороны внести предложения по разрешению конфликта

Запишите все возможные решения

Отметьте и проанализируйте те, которые устраивают обе стороны

Часть 5. Соглашение.

Обсудите оптимальные, с точки зрения обеих сторон, варианты решения конфликта

Составьте соглашение, используя предложения участников, определяющее поведение обеих сторон

Подпишите соглашение с 3-х сторон

Часть 6. Развитие.

Объясните суть развития дальнейших отношений

Поблагодарите участников за сотрудничество

 

Соглашение сторон.

1.Дата проведения процедуры посредничества

2.Ф.И. О. Посредника

Ф.И.О стороны А

Ф.И.О. стороны Б

Основные причины конфликта

Выбранный путь разрешения конфликта

7. Основные обязательства сторон

-обязательства стороны А

-обязательства стороны Б


Мы, нижеподписавшиеся добровольно и осознанно принимаем на себя обязательства по исполнению всех пунктов принятого соглашения.

Подпись стороны А

Подпись стороны Б

Подпись Посредника

Карта посредника

Дата проведения процедуры

Ф.И. О. Стороны А

Ф.И. О. Стороны Б

Ф.И.О. посредника

Содержание конфликта, его причины и история

Позиция стороны А, претензии, интересы и потребности

Позиция стороны Б, Претензии интересы и потребности

Предложения по выходу из ситуации

Примечания

 

 

 

 

 

Подписи сторон_____________________________________________________

 

Оценочная карта деятельности посредника.

(заполняется сторонами А и Б)

 

Критерии оценки

1

2

3

4

5

Примечания

Уровень доброжелательности и заинтересованности Посредника

 

 

 

 

 

 

Уровень компетентности в оценке ситуации

 

 

 

 

 

 

Умение слушать

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать ситуацию

 

 

 

 

 

 

Уровень беспристрастности Посредника

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность принятым соглашением

 

 

 

 

 

 

 

Карта оценки проекта «Посредник»

классе (заполняется один раз в неделю учащимися

Укажите, сколько раз вы прибегали на этой неделе к помощи Посредника

Какой тип конфликта был обсужден

Удовлетворены ли вы состоявшейся процедурой

Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта

Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации

Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:

 

Критерии оценки

2

3

4

5

Примечания

Востребованность деятельности посредников в классе

 

 

 

 

 

Изменение уровня конфликтности в классе

 

 

 

 

 

Изменение эмоциональной атмосферы в классе

 

 

 

 

 

Качество работы Посредников

 

 

 

 

 

Качество выполнения соглашения сторонами

 

 

 

 

 

7.Хотели бы вы стать Посредником

8.Оцените необходимость продолжения проекта в классе

9. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества


Карта оценки проекта «Посредник»

в _____________ классе (заполняется один раз в неделю классным руководителем и педагогами класса)

 

1.Укажите, сколько раз вы учащиеся вашего класса прибегали на этой неделе к помощи Посредника

2.Какие типы конфликтов были обсужден

3.Удовлетворены ли вы проведенной работой

4.Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта

5.Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации

6.Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:

 

Критерии оценки

2

3

4

5

Примечания

Востребованность деятельности посредников в классе

 

 

 

 

 

Изменение уровня конфликтности в классе

 

 

 

 

 

Изменение эмоциональной атмосферы в классе

 

 

 

 

 

Качество работы Посредников

 

 

 

 

 

Качество выполнения соглашения сторонами

 

 

 

 

 

7 Укажите тему проведенного в этом месяце «Разговора по душам»

8.Оцените значимость проведенного разговора для улучшения психолого- эмоционального состояния в классе

9.Оцените необходимость продолжения проекта в классе

10. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru