Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических знаний теории конфликта, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков уметь правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.
Реализация идеи создания в классе службы посредников поможет решить эти задачи.
Основные этапы программы:
1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе.
2.Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов (приложение №).
3. Предложите воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с учителями.
Познакомьте всех учащихся с видами конфликтов, расскажите о возможных причинах их возникновения. Попросите учащихся, вспомнить в каких конфликтах им проходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими по форме:
Что произошло |
Суть конфликта |
Кто участвовал |
Как разрешился |
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
Предложите участникам подумать, была ли возможность:
избежать конфликта
найти его «другое разрешение (можно на примере обыгрывания «общей ситуации»).
После общего обсуждения этих вопросов, педагог поговорите о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что участникам конфликта не с кем посоветоваться по поводу происходящего. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторонам обратиться к третьей, независимой стороне, конфликт мог и не зайти «так далеко».
Предложите создать в классе «Службу посредничества». Специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать все возникающие споры. В классе разрабатывается система обращения к посредникам, определяются «правила посредничества», возможно, символика и проч. Возможно, что посредниками захотят стать все дети в классе, по очереди или посредниками будут выбраны 5-6 человек из класса (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся).
Направьте будущих посредников на обучение в назначенное время.
4.Определите процедуру организации обращения к посреднику в классе (1 раз в неделю в специально установленный день, в любое время, по мере возникновения конфликта и др.) учитывая мнение учащихся и самих посредников.
Обеспечьте посредников всем необходимым для процедуры посредничества (помещение, бланки, специальное время).
5.Ззанимайтесь в дальнейшем подготовкой и консультированием посредников, развивая их коммуникативные навыки, но не в коем случае не вмешивайтесь в процедуру посредничества.
Постоянно напоминайте детям, что процесс посредничества представляет собой трехсторонний разговор посредника и участников конфликта. При этом главное условие – взаимное желание сторон разрешить проблему, их спокойное и конструктивное участие в обсуждении. Посредники не рассматривают конфликты, нарушающие человеческое достоинство личности или имеющие противоправный характер – это задача администрации школы.
6. Стимулируйте во всех возможных случаях обращение детей к посреднику и стремитесь к самостоятельной работе посредника.
7.Расширяйте коммуникативные навыки воспитанников, расширяйте их знания в области социальной конфликтологии и поведения в обществе (навыки активного слушания, общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки и др.)
8.Один раз в неделю проводите анализ деятельности посредничества ( не деятельности отдельного посредника, а эффективности всей службы для психолого- эмоционального состояния в классе).
9. Не реже одного раза в классе проводите в классе «Разговор по душам».Темы для «общего размышления» определяйте совместно с учащимися и посредниками( хорошо. Если они будут носить морально-этический характер.) Не в коем случае не «рассматривайте» конкретные, реальные примеры конфликтов в классе.
Ниже приведены инструкции и бланки, необходимые для работы посредников.
Порядок процесса посредничества
(инструкция для посредника)
Уважаемый Посредник! Ты взял на себя очень важную и ответственную роль. Твоя помощь очень важна для тех, кто будет к тебе обращаться. В своей деятельности тебе следует ВСЕГДА помнить:
Все проблемы и откровения, которыми будут делиться с тобой , должны быть конфидициальны.
Твое участие в разрешении конфликта должно быть исключительно беспристрастным
Не оказывай давление на стороны-участники, их откровенность и решение по преодолению разногласий должны быть самостоятельными
Разговор с участниками должен быть максимально доброжелательным и спокойным, проявляй одинаковое внимание сторонам
Ты вправе остановить обсуждение проблемы, если:
она не относится к рассмотрению на уровне посредника
если сторона (стороны) не готовы к откровенному разговору и взаимному разрешению проблемы
Ход процедуры посредничества
Часть 1. Введение.
Попросите участников представиться
Представьтесь сами и объясните роль посредника
Объясните основные правила разговора (уважение друг друга, стремление разрешить конфликт, конфидициальность разговора)
Объясните этапы и задачи посреднического разговора (самостоятельное принятие к разрешению конфликта и следование этим решениям после завершения разговора)
Попросите задать возникшие вопросы
Часть 2. История конфликта.
Обе стороны объясняют ситуацию посреднику
Суммирование взглядов и позиций каждой из сторон
Убедитесь, что вы поняли суть конфликта
Убедитесь, что обе стороны понимают суть конфликта и разногласий
Часть 3. Выявление фактов и эмоций.
Обе стороны рассказывают друг другу о своей позиции
Обсуждение фактов и эмоций
Используйте для разговора цепочку:
Позиция – интересы и происхождение - ценности и потребности, лежащие в основе требований (здоровье, ответственность, общение, безопасность дружба, ответственность, идеалы, убеждения)
Стороны высказывают возможные претензии и обиды
Суммируйте факты и эмоции обеих сторон
Часть 4. Обсуждение путей выхода.
Попросите обе стороны внести предложения по разрешению конфликта
Запишите все возможные решения
Отметьте и проанализируйте те, которые устраивают обе стороны
Часть 5. Соглашение.
Обсудите оптимальные, с точки зрения обеих сторон, варианты решения конфликта
Составьте соглашение, используя предложения участников, определяющее поведение обеих сторон
Подпишите соглашение с 3-х сторон
Часть 6. Развитие.
Объясните суть развития дальнейших отношений
Поблагодарите участников за сотрудничество
Соглашение сторон.
1.Дата проведения процедуры посредничества
2.Ф.И. О. Посредника
Ф.И.О стороны А
Ф.И.О. стороны Б
Основные причины конфликта
Выбранный путь разрешения конфликта
7. Основные обязательства сторон
-обязательства стороны А
-обязательства стороны Б
Мы, нижеподписавшиеся добровольно и осознанно принимаем на себя обязательства по исполнению всех пунктов принятого соглашения.
Подпись стороны А
Подпись стороны Б
Подпись Посредника
Карта посредника
Дата проведения процедуры
Ф.И. О. Стороны А
Ф.И. О. Стороны Б
Ф.И.О. посредника
Содержание конфликта, его причины и история |
Позиция стороны А, претензии, интересы и потребности |
Позиция стороны Б, Претензии интересы и потребности |
Предложения по выходу из ситуации |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
Подписи сторон_____________________________________________________
Оценочная карта деятельности посредника.
(заполняется сторонами А и Б)
Критерии оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примечания |
|
Уровень доброжелательности и заинтересованности Посредника |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень компетентности в оценке ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
Умение слушать |
|
|
|
|
|
|
|
Умение анализировать ситуацию |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень беспристрастности Посредника |
|
|
|
|
|
|
|
Удовлетворенность принятым соглашением |
|
|
|
|
|
|
Карта оценки проекта «Посредник»
классе (заполняется один раз в неделю учащимися
Укажите, сколько раз вы прибегали на этой неделе к помощи Посредника
Какой тип конфликта был обсужден
Удовлетворены ли вы состоявшейся процедурой
Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта
Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации
Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:
Критерии оценки |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примечания |
|
Востребованность деятельности посредников в классе |
|
|
|
|
|
|
Изменение уровня конфликтности в классе |
|
|
|
|
|
|
Изменение эмоциональной атмосферы в классе |
|
|
|
|
|
|
Качество работы Посредников |
|
|
|
|
|
|
Качество выполнения соглашения сторонами |
|
|
|
|
|
7.Хотели бы вы стать Посредником
8.Оцените необходимость продолжения проекта в классе
9. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества
Карта оценки проекта «Посредник»
в _____________ классе (заполняется один раз в неделю классным руководителем и педагогами класса)
1.Укажите, сколько раз вы учащиеся вашего класса прибегали на этой неделе к помощи Посредника
2.Какие типы конфликтов были обсужден
3.Удовлетворены ли вы проведенной работой
4.Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта
5.Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации
6.Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:
Критерии оценки |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примечания |
|
Востребованность деятельности посредников в классе |
|
|
|
|
|
|
Изменение уровня конфликтности в классе |
|
|
|
|
|
|
Изменение эмоциональной атмосферы в классе |
|
|
|
|
|
|
Качество работы Посредников |
|
|
|
|
|
|
Качество выполнения соглашения сторонами |
|
|
|
|
|
7 Укажите тему проведенного в этом месяце «Разговора по душам»
8.Оцените значимость проведенного разговора для улучшения психолого- эмоционального состояния в классе
9.Оцените необходимость продолжения проекта в классе
10. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества