Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

«Проект -это просто, проект - это нужно, проект - это важно…» (Проектная деятельность в классе)

Методу проектов в современной педагогической литературе уделено особое место. Педагогическая практика уже на протяжении столетий ищет согласие между формально- функциональной составляющей обучения, построенной на ведущей роли учителя в предоставлении готовых знаний, которые закрепляются в большей степени за счет эксплуатации памяти, и школой, развивающей, нацеленной на свободу, характеризующуюся правом выбора, самостоятельность, неформальным общением, самовыражением и высшей человеческой потребностью (А.Маслоу). Во многом вышеизложенным задачам отвечает популярный сегодня метод проектов, возникший еще в начале прошлого столетия в США.

В основе организации воспитательного процесса через индивидуальные и групповые проекты лежит идея определения важных личных, групповых или социальных проблем, самостоятельная разработка вариантов разрешения этих проблем и активная работа по реализации запланированных результатов.

Вообще под проектированием выстраивание и пошаговое практическое воплощение того, что должно быть, где каждый новый шаг осуществляется с учетом анализа результатов предшествующего и рефлексии собственных действий самим проектировщиком.

Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Проект не равен программе или плану работы. Чаще всего они входят в проект, как осознание предстоящей по достижению поставленных целей системы деятельности.

Проект отвечает на вопрос, что будет, если будут предприняты специальные действия. Причем это предвидение происходит до начала реальной деятельности. (Перспектива деятельности определяет мотивацию деятельности и ее результативность). Проект сразу подразумевает наличие конечного результата, реально оцениваемого и достижимого. В любом проекте обязательно четкое прописывание всей деятельности, оценивание ее значимости и результативности. (при чем четче проектировщик представляет эти действия, тем лучше). Проект это всегда то, что будет сделано (а также зачем, для чего, и каким образом). К сожалению иногда проектами называют план работы, анализ проделанной работы и др.

При организации воспитательного процесса через проекты проектировщиками выступают сами воспитанники. В данной технологии действенно-практические задачи , которые ставит перед собой воспитанник при создании и реализации проекта, смыкаются с педагогическими задачами создания условий для социального становления и развития личности и задачами самовоспитания. Педагогические задачи расширения социального опыта, опыта социальных ролей, развития социальных и самостроительных компетентностей не ставятся напрямую, а становятся позитивным «побочным » эффектом самостоятельной деятельности учащихся. В воспитательном процессе, построенном на методе проектов происходит и интеграция учебной и внеучебной деятельности (любой проект предполагает привлечение широкого спектра различных знаний, информации, чаще всего выходящих за рамки учебной программы).

Проекты доступны практически всем учащимся с 1 по 11 класс. Роль педагога при этой технологии - руководство и консультирование деятельностью.

Классификацию проектов можно сделать по нескольким основаниям:

По приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые.

По предметно-содержательной области: экологические, правовые, коммуникационные, информационные, экономические, художественные и др.

По участию в разработке: личностные, групповые

по обращенности к аудитории: индивидуальные, школьные, региональные, международные и др.

по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные


Методика деятельности по руководству проектирования:

Включение ребенка в проектную деятельность ( формирование проектных знаний, умений и навыков организации работы)- установочные занятия

Разработка проектов( выбор проблемы, постановка целей и задач, разработка планов деятельности, определение возможных результатов)

Презентация

Деятельность по реализации проектов

Консультации по проектам

Оценка деятельности

 

Общее описание проекта.

 

1.Обоснование необходимости проекта

Содержит ответы на вопросы

почему этот проект необходим

какие проблемы он будет решать

3.Цели и задачи проекта :

Содержит ответы на вопросы:

какие конкретные цели ставит перед собой проектировщик для решения выбранной проблемы

задачи, которые будут решаться для достижения поставленных целей

4.Описание проекта( стратегия и механизмы достижения поставленных целей)

Содержит ответы на вопросы:

Каким образом будут достигнуты цели

Как будут выполняться поставленные задачи

Кто будет их осуществлять

Какие ресурсы будут задействованы, какие методы будут использоваться, кто будет привлечен в качестве социальных партнеров и помощников

5. План график выполнения проекта ( «временное» описание деятельности по проекту)

Сроки

Что будет сделано

Для чего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Ожидаемые результаты

7.Постарайтесь обосновать и прокомментировать возможные расходы по проекту и варианты привлечения средств к реализации проекта


Шаблон описания проекта.

1) Общее название

Актуальность проекта (в 2-3 предложениях поставь проблему, разрешить которую сможет твой проект)

2) Цель и задачи проекта (в 2-3 предложениях постарайся описать, чего ты хочешь добиться своей деятельностью, что изменить в окружающем мире, улучшить жизнь в обществе

3) участники проекта (в 2-3 предложениях опиши, для кого и с кем будет организована деятельность, кто будет привлечен для выполнения проекта

4) материалы, необходимые для проекта (опиши, что тебе нужно, чтобы организовать проект, подумай, кто и почему будет эти материалы предоставлять

5) основная деятельность по проекту (опиши максимально подробно, как будет организована деятельность, что, как, где и когда будет проходить или проводиться, кто будет организатором и участником)

6) личная зависимость (опиши, что для тебя будет означать участие в проекте, каким образом ты сможешь развить или реализовать свои способности)

7) срок (график) реализации проекта

8) дальнейший план (опиши в 2-3 предложениях, возможно ли продолжение проекта будет ли в нем дальнейшая необходимость и каковы пути его продолжения и развития

9) оценка проекта (кто и как будет оценивать значимость твоего проекта


 

Шаблон отчета по   проекту.

 

1. Автор проекта

2. Название проекта _

3. Краткое содержание (опиши, какие были поставлены цели, какая деятельность была организованна, кто был участником

4. Общие результаты проекта (в 4-5 предложениях опиши, что удалось сделать по проекту, конкретный результат деятельности

5. Значение проекта для общества (опиши в 2-3 предложениях, как проект, по твоему мнению, изменил жизнь в окружающем сообществе, был ли вообще проект важен и нужен людям

6. Личные результаты (в 2-3 предложениях опиши, какую пользу принес тебе проект, какие индивидуальные способности удалось развить или раскрыть

7. Планы (опиши, есть ли необходимость продолжить подобную деятельность – интересно самому или полезно для общества. Если да, то кратко опиши, как это будет сделано

8. Опиши, какие проблемы, и трудности были встречены во время проекта

9. Что ты изменил бы в проектной деятельности и почему

10. Другие замечания по проекту и своей личной работе

11. общественная оценка проекта (попроси 1-2 непосредственных участников проекта или тех, кого проект затрагивал в нескольких предложениях дать оценку всего проекта и твоей деятельности конкретно

Если проект организован в группе, то хорошо заранее распределить роли в группе.

 

Таблица распределения ролей в проектной группе

 

Роль в группе

Кол-во в проектной группе

Основные функции в группе

Примечания

Руководитель базовой группы

1 чел.

Руководит группой во время работы по подготовке проекта, определяет способы и формы презентации проекта, помогает всем специалистам в   индивидуальной работе

 

Аналитики (аналитико-проблемная группа)

4 человека

Собирают данные во время социологического опроса, анализирует   выявленные проблемы, оценивают их, докладывают группе об итогах, выдвигают предложения по основной теме проекта, оценивают степень реальности решения проблемы в местном сообществе.

 

Менеджеры проекта

2 человека

Определяют вместе с группой возможные виды и формы деятельности по решению основной проблемы проекта, направления волонтерской работы, конкретные задания и дела..

 

Франчайз-менеджер

2 человека

Работают над задачей поиска средств, необходимых для реализации проекта и докладывают группе о возможных источниках

 

Паблик релейшенс

 

Определяют возможно более широкие связи по проекту, способствующие решению поставленной проблемы и докладывают группе.

 

Сектор нормативно-правовой базы

1 человек

Определяет правомочность деятельности по проекту, в случае необходимости планирует и осуществляет консультации с правовыми организациями и документам, защищающими права человека.

 

дизайнеры

2 человека

Оформляют проект в виде стенда или «листовки» для публичной презентации

 

 

 

Примеры индивидуальных проектов.

Тема проекта

Решаемые задачи

Направления деятельности

 

«Я учусь читать» (3-5 класс)

 

 

 

Формирование познавательного интереса к художественному чтение, умений анализировать прочитанное и формировать собственную позицию.

Чтение не менее одной книги в месяц разного жанра и анализ ее в специальном дневнике. Знакомство с различными жанрами литературы, формами критического анализа и анализ прочитанного (сочинение собственного эссе, рассказов по мотивам прочитанного». Издание собственного сборника «критических статей и отзывов»

Карьера + (9-11 класс)

 

 

 

Формирование представления о рынке труда, собственных карьерных и профессиональных интересов, специальных профессиональных способностей и возможностей.

Психолого-профессиональное тестирование, изучение   возможностей реализации своих способностей и интересов, изучение рынка труда. в регионе. Определение карьерного плана на выходе из проекта.

«Умею все» (1-2 класс)

 

Формирование и развитие различных прикладных умений и навыков по самообслуживанию, специальных навыков жизни в условиях города.

Изучение простейших кулинарных рецептов, способов уборки квартиры. Изучение телефонов справочных служб, формирование навыков экстренных вызовов и др.

Мой маршрут (1-3 класс)

Формирование навыков безопасного поведения на улице

Изучение собственных маршрутов движения по городу (из школы и в школу, во время прогулок и др.) Обозначение опасных районов, разработка способов поведения на этих участках (с оформлением индивидуальной карты города с маршрутом).

«5 минут с пользой» (5-6 класс)

 

Формирование навыков позитивного досуга на переменах и в свободное время.

Разработка картотеки полезных занятий на переменах и в свободное вое6мя, изготовление комплекта настольных игр, головоломок, затей и др. Книжка «100 способов занятий на перемене».

Секреты настроения ( 6-9 класс)

 

Изучение особенностей личностного развития, формирование навыков   социально позитивного поведения.  

Психолого-педагогическое исследование особенностей темперамента, характер. Изучение причин, исправляющих или негативное влияющих на собственное настроение. Анализ собственного поведения и влияния на настроения различных событий. выбор оптимальных способов « исправления» настроения, «контроля и корректировки негативных проявления» (как улучшить настроение)

Истина где-то рядом (6-9 класс)

 

Формирование навыков аналитического мышления при рассмотрении вопросов, освещаемых в СМИ, формирование собственной позиции по важным социально-политическим вопросам развития страны и мира.

Чтение и еженедельный аналитический обзор СМИ разных политических направлений, Создание справок по отдельным вопросом и   мировой политики, проблем развития РФ.

Воспитание характера (5-8 класс)

 

 

 

Формирование потребности к позитивному социальному развитию, активной социальной адаптации в различных , в том числе кризисных ситуациях.

Проведение психолого -педагогического анализа особенностей своего характера, возможных отклонении в поведении, различных негативных проявлений в общении с другими людьми. определение оптимальных видов деятельности . разработка программы самокоррекции поведения и характера в целом.

«Я буду» ( 5-8 класс)

Выстраивание личной жизненной перспективы на месяц, год и т.д.

Создание программы личностного развития на определенный период времени с указанием конкретных результатов и достижений в будущем.

Таймер полезности( 5-8 класс)

 

 

Формирование активной жизненной позиции, потребности к позитивной деятельности и деятельности по самосовершенствованию

Воспитанник проводит ежедневный замер «полезно» проведенного для саморазвития времени и определяет возможные пути «насыщения» своего времени полезной деятельностью

 

Примеры групповых проектов в классных коллективах

 

Тема проекта

Решаемые задачи

Направления деятельности

Солнечный - 5 класс, Нижегородская педагогическая гимназия)

Формирование навыков коммуникативной деятельности, навыков самостоятельности и познавательного интереса.

Издание рукописного журнала по проблемам школы и класса

Жемчужины человеческой мудрости (ЦО № 18)

Формирование толерантных установок и способов поведения , активной социальной позиции, высокой социальной и гражданской активности.

В условиях школьной библиотеки создается передвижная выставка книг-жемчужин разных народов и великих мыслителей и философов. Группа – детей-библиотекарей разрабатывает курс часов общения с применением этой литературы и активной пропагандирует ее в разных школах.

«Полезное» (6-8 класс)

Формирование активной социальной и гражданской позиции школьников.

Школьники, работая в бригадах по 5-10 человек осуществляют «шефскую» помощь в социуме школы, совершая разнообразные полезные для общества дела.

«На братских могилах»

Гражданское и патриотическое воспитание, формирование активной жизненной позиции.

Шефство групп учащихся над братскими могилами и памятниками героям различных войн и военных конфликтов, восстановление памятников, постройка новых.

«Наш дневник»

Формирование активной жизненной позиции

Разработка и выпуск школьного дневника с символикой и атрибутикой школы.

Наш двор

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Работа благоустройству двора, в котором живут ребята: уборка, озеленение, заклеивание окон и др.

Зеленый город

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Разработка ландшафтного дизайна и озеленение объектов города.

Каток для друзей

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Создание катка «своими силами».

«Посредник» (6-8 класс)

Формирование навыков бесконфликтного поведения, умения сосуществовать с разными людьми, решать спорные вопросы путем компромисса.

Создание внутренней службы посредников из числа самих учащихся, которые помогают   решать конфликтные вопросы в группе.

Рядом-друг (10-11 класс)

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Организация индивидуальной шефской работы над детьми младших классов( по принципу партнерских пар), с целью формирования позитивного опыта поведения у детей со слабой степенью девиации и асоциального поведения.

 Примеры общешкольных проектов


 Тема проекта

Решаемые задачи

Направления деятельности

Содружество-сотворчество-сотрудничество

Расширение познавательных интересов воспитанников и опыта социальной коммуникации.

Организуется система обмена делегаций из разных школ разных регионов России по принципу «семей- хозяев». Дети знакомятся с новыми городами, традициями и обычаями народов, проживающих в разных регионах России.

Костры Дружбы

Формирование навыков толерантного поведения и коммуникативной культуры общения.

Проект, объединяющих школы нескольких районов республики Один-два раза в год они собираются на традиционном месте на 2-3 дня творческого общения.. и другой совместной деятельности.

Юный гражданин

Формирование гражданской позиции, гражданских и правовых знаний и компетентностей.

Система встреч, экскурсий (другой активной деятельности) по формированию практических знаний вопросов гражданского и правового характера.

Волонтерская служба

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Организация системы волонтерской работы в школе на условиях социального партнерства с различными социальными объектами и ведомствами.

Ярмарка идей

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Проведение 1-3 раза в год ярмарки творческих идей , направленных на улучшение   окружающей жизни и жизни в школе.

Пишите письма

Формирование навыков толерантного поведения и коммуникативной культуры общения.

Создание внутренней школьной почтовой службы, Каждый педагог и учитель может писать письма с размышлениями к друг другу( или внешние письма- представителям власти с предложениями и мнениями по различным вопросам).

Банк(а) мнений

Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия.

Сбор предложений и мнений по улучшению жизни в школе.

Творческая школа

Реализация творческих способностей и интересов воспитанников

Проведение собственными силами различных творческих конкурсов, студий, занятии (по типу фабрики звезд, где мастер -классы ведут сами учащиеся друг для друга).

Ты ,да я, да мы с тобой…

Формирование навыков толерантного поведения и коммуникативной культуры общения.

Создание службы «переписки» оп Интернет системе с учащимися других школ, городов, стран (по принципу свободного или тематического обмена мнениями, знаниями. Идеями)

Вечные песни о добром

Развитие интереса к самодеятельному творчеству, культуры коммуникации

Разучивание песен в кругу, на песенных получасовках и др. в школе (на переменах), издание собственного школьного сборника песен (лучше всего песен   авторских. с добрыми идеями и содержанием).

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru