Важным направлением работы для классного руководителя является формирование у учащихся навыков учебной деятельности.
Блок занятий поможет сформировать некоторые важные общеучебных учебные компетентности. Это может быть цикл часов общения, специальные занятия в классе или работа с отдельными учениками.
«Умею – не умею». Предложите ученикам определить, что они умеют или не умеют, что вызывает у них наибольшее затруднение в учебе (Запоминание стихов? Решение задач?)
Что я умею |
Что не умею |
Что я умею лучше всего |
Чему хотел бы научиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Причины учения». Предложите ученикам записать три причины, по которым они хотят учиться. Обсудите, действительно ли это их желание.
«Резурвы».Для успешной деятельности очень важно реально оценивать и использовать имеющиеся возможности и ресурсы. Знания, в различных областях, в том числе самые неожиданные – например знания истории музыки полученные в музыкальной школе), специальные умения( например , быстро работать на ПК искать информацию в Интернете , хорошо рисовать). Специальные способности- навыки быстрого чтения, хорошая паять и д.- все это важные ресурсы, способствующие успеху.
Предложите ученикам оценить имеющиеся у них резервы
Что я умею хорошо |
Как буду использовать |
Какие задачи при этом смогу решить |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Анализ затруднений». Предложите оценить затруднения, которые имеются у учащихся по предлагаемой форме.
Анализ затруднений.
1.Запишите свои затруднения, которые возникают у вас в учебе, в общении с друзьями и др.
2.Укажите 2-3 наиболее важных, на ваш взгляд, затруднения, препятствующих росту эффективности вашего движения вперед3.Выделите затруднения, которые не зависят от вас
4.Укажите те, на которые вы можете повлиять (недостаток знаний в новой для вас сфере деятельности, раздражительность при общении и др.). 4.Определите, преодоление какой группы затруднений соответствует вашей генеральной цели
5.Выработайте тактику преодоления выделенной группы затруднений:
6.Преодолейте первое препятствие - хороший старт поможет успешно реализовать всю программу.
«Учебные цели». Попросите учащихся сформулировать некоторые свои учебные цели и планы по предлагаемой форме.
Я хочу (цели деятельности) |
(я буду) необходимая деятельность |
Как это сделать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Первые мысли». Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:
1Составляете ли вы план дня, имеете ли режим?
2.Почему да или нет?
3.Умеете ли вы экономить время?
4.Насколько эффективно используете учебное время и время для отдыха?
5.Что значит планировать?
Упражнение 7. Попросите ребят провести хронометраж (замер) своего рабочего дня.
Время |
Что делал |
Смысл деятельности |
|
8-00 – 8-30
8-30 – 9-00
9-00 – 9-30 |
|
|
Упражнение 7. Предложите участникам ставить план на следующий день просто перечислив важные предстоящее дела в первой колонке таблицы.
Проанализируйте следующие моменты плана:
Почему вы включили эти дела?
Почему отводите на них именно столько времени?
Почему располагаете в таком порядке?
На следующий день проанализируйте по схеме предложенные упражнения результативность плана.
Почему что-то не удалось сделать.
Попросите ежедневно планировать деятельность на следующий день и вечером анализировать «выполняемость плана».
План |
Что сделано |
Что не сделано, почему. |
|
|
|
|
«Качества и режим».
Какие качества личности помогают в выполнении четко запланированного дня или дела? Почему? Какие качества помогают выполнению и достижению поставленных целей? Почему?
Качества помогающие |
Почему
|
Качество тормозящие |
Почему |
|
|
|
|
|
«В узде».Найдите причины, которые могут «заставить» выполнить запланированное дело. Какие + и – преодоления, «не желания» в таких случаях можно обнаружить для себя, для дела, для движения вперед?
1.
2.
3.
4.
5.
По результатам деятельности участники просят своих педагогов-предметников оценить изменение учебных и познавательных возможностей и достижений (рост, высокий рост, без изменений).
Форма 1.
Учебные характеристики |
Русский язык |
Математика |
География |
|
|
Успеваемость |
|
|
|
|
|
Общий интерес к предмету |
|
|
|
|
|
Внимательность на уроках |
|
|
|
|
|
Скорость выполнения задания |
|
|
|
|
|
Самостоятельность |
|
|
|
|
|
Организованность |
|
|
|
|
|
Активность |
|
|
|
|
|
Специальные успехи |
|
|
|
|
|
Умение работать в группе |
|
|
|
|
|
Аккуратность в выполнении заданий |
|
|
|
|
|
Ответственность |
|
|
|
|
Форма 2.
|
Учебные характеристики |
Оценка положительных изменений |
Дальнейшие задачи развития |
|
1 |
Успеваемость по точным наукам |
|
|
|
2 |
Успеваемость по гуманитарным наукам |
|
|
|
3 |
Общий познавательный интерес |
|
|
|
4 |
Затрачиваемое на дом. зад. время (рост скорости чтения, запоминания и др.) |
|
|
|
5 |
Внимательность на уроках |
|
|
|
6 |
Скорость работы на уроках |
|
|
|
7 |
Самостоятельность на уроках и при выполнении дом. задания |
|
|
|
8 |
Организованность на уроках и при выполнении дом. задания |
|
|
|
9 |
Расширение познавательного кругозора (информированность) |
|
|
|
10 |
Общая успеваемость |
|
|