Педагог в стартовой беседе еще раз говорит, что развитие памяти, мышления, внимания – важное условие успешности любой учебной и познавательной деятельности.
Вообще познание мира – задача всей жизни человека, и школа с её достаточно узким набором учебных предметов не может дать человеку «все знание о мире». Важное место здесь занимает самообразование. Некоторые философы считали и считают, что именно потребность человека к новым знаниям, к открытиям двигает все человечество в будущее. Особенно важно для организации самообразования уметь правильно получать и анализировать различную информацию.
«Информация важна, информация нужна!». Цель задания - сформировать представление о важности и разнообразности информации в современном мире. Работая по группам в режиме мозгового штурма, участникам предлагается назвать по 5-10 предложений- тезисов, в которых доказываются значимость различной информации для образования, карьеры, работы, бизнеса человека. Предложите каждой группе затем нарисовать плакат под девизом « Да здравствует информация!» и защитить его в творческой форме.
«Источники информации». Предложите участникам составить кластер информации, определяя различные виды информационных источников, которые существуют в современном мире.
«Мои источники информации». Участникам предлагается подумать и проанализировать, какие виды источников информации они используют в различных ситуациях своей жизни.
Ситуация |
Вид источника |
Какую информацию получаете |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждаются вопросы:
почему именно эти источники оптимальны для вас?
Что вас устраивает в этих источниках?
Какой информации вам не хватает в жизни?
«Разные источники». Обсудите с участниками, какие из источников наиболее важны для их личного развития, образования, карьеры. Какими из них они пользуются с большим удовольствием? Какие вызывают затруднения при использовании. Попросите участников привести примеры тех источников, которыми они пользуются чаще всего в настоящее время. Составьте для каждого участника карту информационного поля. Насколько это поле широко? Перечислите в них все источники, которыми они пользуются в настоящее время.
«+ и – информационного бума». Предложите участникам привести примеры из собственного опыта, когда информация приносит вред или пользу. Как вы относитесь к рекламе, как источнику информации? К СМИ в целом?
«Продолжим кластер». Предложите участникам расширить кластер понятия «информация», исходя из того, что в зависимости от типа и содержания письменных источников можно выделить:
Учебник
Энциклопедии, словари
Научные работы
Популярная периодика
Письма
Литературные произведения
Документы (юридические, исторические и др.)
Архивы
Статистические данные
Предложите участникам привести примеры таких источников( как домашнее задание), подготовив по группам презентацию какого-либо вида документа.
Схема презентации:
Название произведения
Автор ( авторы)
Год издания
Его тип
Объем
Область знаний
Значение информации, которую несет источник
основное содержание
«Свой документ по типу».Учитель предлагает участникам, работая в группе, внимательно прочитать предложенные документы. При этом каждой группе нужно предложить «свой тип документа». На первом этапе участники устно анализирует его (по предложенный выше схеме). Обсуждаются вопросы: по каким признакам мы знаем, что этот документ относится к юридическим (историческим) др. Как стилистика документа доказывает это? Как фактический материал подтверждает это? Какие внешние признаки видны?
Затем каждой группе предлагается написать свой документ в соответствии со стилистическими и фактическими особенностями различных типов материалов по одной общей проблеме:
Статья в газету
Письмо
Юридический документ
Исторический репортаж и др.
В качестве темы создания документа можно взять современные проблемы, волнующие подростков.
«Превращение». Участникам предлагается «превратить» предложенный документ в другой по типу, используя новую форму, стилистику, язык, но сохраняя содержание и фактический материал. (например известную Казку «Курочка ряба» в исторический документ и др.). Оцениваются насколько удачно будут использованы авторами «законы» жанра.
«Соответствие». Участникам предлагается «подобрать», работая в группах в режиме мозгового штурма», под указанные формы и типы документов определенные социальные проблемы. Обсуждаются какие из проблем «бельше»подходят лдя описания в каких типах документах и др.
«Способы анализа». Предложите участникам рассказать о том, как они знакомятся с источниками информации:
Смотрю картинки
Читаю заголовки
Читаю выборочно
Внимательно все читаю
Размышляю над непонятными местами и др.
Предложите каждому участнику определить, какое значением имеет «внимательное чтение» для развития, повышения образовательного уровня и др. Обсуждаются причины отсутствия желания к внимательному чтению и анализу источников.
В качестве домашнего задания предложите участникам подобрать несколько типов письменных документов из разных источников и прочитать их с позиции внимательного читателя. Что было особенно трудно при этом?
«Проба анализа». Следующие занятия проходят как практикум по различным видам анализа документов. На первом этапе педагог рассказывает и приводит пример о виде анализа. Затем предлагает самим участникам провести такой анализ. При этом можно использовать один и тот же текст для различной работы. При этом следует разным участникам раздать различные типы документов.
В конце обсуждается, какой вид анализа наиболее подходил для того или иного вида документа. Почему? Что было особенно трудно при работе?
Вообще :
1. «Конспект» – краткое изложение, краткая запись прочитанного материала. Конспект учебный (от лат. conspectus – обзор, очерк) – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в четких и сжатых фразах. Как правило, конспект состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей источника и фактического материала.
2. «План» – разбиение прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и их оглавливание.
3. «Тезисы»– краткое изложение основных мыслей (тезисов) о прочитанном тексте. Тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения и каждое из них рассмотрено в отдельности.
4. «Цитирование» – дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.
5. «Аннотация» – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла
6. «Рецензия»– написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
7. «Справка» – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и прочий характер, полученных в результате поиска.
8. «Тезаурус» – составление словаря, упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме
По мере выполнения задания можно устраивать «выставки » - вывешивать работы участников «по номинациям» и проводить их рейтинговую оценку.
На завершающем этапе предлагается определить, какие виды документов каким способом лучше всего анализировать и с какой целью.
Вид документа |
Способ анализа |
Цель анализа |
|
Исторический документ |
|
|
|
Газетная статья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложите участникам, работая по группам составить собственные рекомендации как провести хороший анализ текста по различным видам анализа( написать инструкцию «Как составить конспект», «Как составить план статьи» и др.
«Подбор документов»... Учащимся называют тему, а они составляют список документов, с которыми необходимо познакомиться для полного раскрытия темы (можно по ступенькам- углубляющим знание о проблеме). Указываются шаги поиска информации по проблеме.
«Постановка цели». Участники работают в группе. Им предлагаются для чтения различные документы. Их задача – выяснить и указать основные причины, которые ставил автор документа перед собой. Затем группы меняются документами и вновь их читают. Теперь задача – уточнить поставленные цели. При третьем обмене группам предстоит указать, каким образом автол достиг целей. При четвертом обмене – группы приводят свое мнение по документу.
Вопросы по документу:
С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить?
Что в документе было непонятным?
Какие примеры из истории и современной жизни подтверждают или опровергают мысли автора статьи?
«Иллюстрация». Участникам предлагается прочитать определенные документы и подобрать к ним возможные иллюстрации, фотографии, картинки( можно в качестве домашнего задания), По итогам можно провести игру «Узнай». При этом все иллюстрации вывешиваются на доске и группы пытаются определить к какому документу они относиться.
Какие иллюстрации вы могли бы предложить (фотографии, карикатуры, рисунки, картины, графики и т.п
«Стратегия ЗХУ». Это - индивидуальный способ анализа документа.руководитель называет тему, к которой относится документ и дает краткую характеристику документа Учащиеся заполняют первые три строки таблицы. При чтении каждый участник заполняет форму. Затем, в общем обсуждении, участники рассказывают, что им было особенно трудно при чтении, что непонятно.
Название и обще описание документа |
|
|
Знаю по проблеме |
|
|
Хочу узнать |
|
|
узнал |
|
|
Осталось узнать |
|
|
Не понятно |
|
|
Новые термины |
|
Обсуждаются вопросы:
что было труднее всего в работе?
удалось ли полностью проанализировать документ? Почему?
что осталось за рамками документа? Почему?
«Взаимный опрос». Преподаватель может попросить учащихся составить вопросы к документам (это можно предложить сделать в группах, а затем учащиеся постараются ответить на вопросы одноклассников). Кроме того, в документе употребляется много понятий, которые можно обсудить и проанализировать корректность их использования с точки зрения школьников.
«Маркировка». Анализ материалов средств массовой информации в более простом виде может состоять из ряда последовательных действий учащихся:
1. Предложите внимательно прочитать статью (любую), затем попросите подчеркнуть красным цветом наиболее важные детали, синим – полезные, зеленым – несущественные.
2. Пусть учащиеся выделят событие (или события), описанное в газете, которое оказало наибольшее эмоциональное воздействие (взволновало, расстроило, обрадовало и т.п.).
«Краткое резюме». Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и составить на него краткое резюме:
Тип документа
Автор
Цели документа
Основные идеи документа
Собственные комментарии.
Объем такого резюме – не более 15 предложений. По итогам обсуждается, кому удалось составить самое удачное резюме, что было особенно трудно при работе над документами и др.
«Узелки на память». Это упражнение – форма первичного анализа документа. Предложите участникам при чтении текста записывать в тетради или отмечать на полях наиболее важные, интересные мысли автора, требующие осмысления и собственного анализа.
«Вопрос-ответ». Работа в парах. Участникам предлагается составить к тексту вопросы и ответы. На работу отводится определенное время. Анализируется чьи вопросы были более содержательны, какие вопросы было легче формулировать, на какие проще было отвечать, на какие сложнее.
«Анонс». Участникам предлагается написать к прочитанному документу анонс ( объявление о…), который будет размещен на информационном стенде класса. Оценивается яркость, содержательность анонса,
«Красный –желтый -зеленый». Упражнение тренирует «внимательное слушание». Каждому частнику выдаются карточки трех цветов. Документ зачитывается в слух. В первом прочтении учащиеся делают себе пометки, отмечая основные мысли документа. Затем, при втором прочтении, участники поднимают карточки определенного цвета, высказывая свое согласнее или несогласие, понимание или непонимание текста. Затем, общаясь в парах участники обсуждают свои позиции по основным проблем , поднимаемым в тексте.
«Разобрать по полочкам». Участникам предлагается прочитать материалы, специально смешанные по содержанию и по типу документа( заранее готовится абзацная нарезка документа). Задача игроков – разложить документ по порядку, собрав воедино разрезанные и смешанные тексты). Чтобы облегчить задачу можно дать заголовки к текстам заранее.
«Комментарий от имени». Предложите участникам прокомментировать прочитанный заранее текст от имени какой-то личности( политического деятеля, критика, журналиста, религиозного деятеля и др).Можно внести в упражнение игровой аспект- дать возможность личностям выступить с открытой трибуны, ответить на вопросы зрителей, получить оценку выступления.
«Обстрел вопросами». Участники делаться на две группы. После прочтения группы расходятся в разные концы комнаты. Они будут по -очереди задавать друг другу вопросы по тексту. Команда, удачно ответившая на вопрос делает шаг вперед. При неправильном ответе или неточном - шаг назад. Выигрывает команда, которая быстрее дойдет до середины игрового поля.