Следующий несколько идей связаны с необходимостью работы классного руководителя по формированию общеучебных навыков и компетентностей учащихся.
В стартовой беседе педагог формирует представления детей о том, что восприятия человеком мира было бы бесполезно, если бы человек не владел еще одной группой психических свойств: мышлением, вниманием, памятью. Человеку каждый день пришлось бы «открывать» для себя мир, если бы он не был способен к запоминанию и воспроизведению (память), анализу, синтезу, общению (мышление), наблюдению. Педагог говорит, что эти психологические свойства – один из важнейших компонентов личности, их развитость лежит в основе успеха личности. Затем педагог предлагает вспомнить несколько заданий, которые дадут «в целом» представить, что такое память, мышление, внимание.
«Самый памятный день». Участникам предлагается вспомнить «в деталях» и записать события какого-либо памятного для них дня. Педагог обращает внимание на описание именно деталей (одежда, интерьер, и др.). Затем педагог просит вспомнить любой другой день (хотя бы «позавчера») и попытаться описать его «детали» (избирательная память на важные для человека события).
«Запомни».Работа в парах. Дети внимательно в течении 30 секунд смотрят друг на друга. Затем поворачиваются спинами и перечисляют все, что запомнили из одежды друг друга (цвет, количество пуговиц и др.)
«Индивидуальный тренинг памяти» На столе раскладываются 10-12 предметов, участнику дается возможность в течении 15-30 секунд посмотреть и запомнить предметы. Затем игрок отворачивается и называет запомнившиеся предметы.
«Снежный ком» с жестами. В кругу дети называют свое имя и делают жест (рука вверх, приседание, наклон и др.). Следующий игрок повторяет имя, все движения и добавляет свое.
«Внимание»
Вспомнить, сколько деревьев в школьно саду
Сколько картин в классной комнате.
Сколько перекрестков по дороге домой
Сколько колонок в школьном расписании
Сколько ступенек на школьной лестнице
Сколько кустов роз в саду
Как одет сегодня учитель…
Как выглядит манекен в витрине магазина
Как выглядит дверь в школу
Какие номера домов по дороге в школу
Какая обивка стульев в школьной столовой
Какие занавески в комнате завуча.
«Числовой ряд». Дети сидят в кругу и считают по очереди то 1 до 100. игрок, на которого приходятся
1) числа кратные (делящиеся на) 3
2) содержащие цифру 2
3) делящиеся на 2
говорит, свое число вставая.
«Пишущая машина». – игроки садятся в круг, каждый имеет в руках карточки с буквами алфавита (1 или 2). Ведущий читает (сначала слова, затем короткие фразы). Игроки «составляют их, вставая и показывая букву.
«9 палочек». Играют двое. Перед ними 9 палочек. По-очереди убирают палочки (можно убирать 2 или 3). Задача – не остаться с последней палочкой.
«Последний герой». Играют 4-6 человек на полу – квадраты бумаги, на одной стороне – метки. Они сложены в прямоугольник. Игроки встают с разных сторон, и по очереди делают ход, переворачивая квадрат и переступая на него. Задача – остаться до конца игры.
Обсуждаются вопросы:
Что знаете о своей памяти, мышлении?
Какие проблемы возникают при запоминании?
Что труднее всего запоминать?
Какие трудности в учебе возникают из-за этого ?
На следующем этапе по группам изучаются приемы запоминания и разрабатываются памятки- рекомендации по развитию памяти и приемам запоминания. Работа ведется в течение нескольких дней, затем каждая группа представляет свои памятки. Они размещаются на общем стенде.