Педагог в стартовой беседе рассказывает, что кроме цвета и звука, человек познает предметы окружающего мира через органы обоняния, осязания и вкуса и предлагает «поэкспериментировать» с ними – поучиться пользоваться ими и наслаждаться ощущениями которые они дают.
Упражнение 1. Педагог предлагает закрыть глаза и вызвать в себе «вкус» различных продуктов овощей и фруктов (кислого лимона, шоколада, банана, зеленого яблока, клубники, соленых брызг волн, холодной воды). Затем обсуждается, насколько «яркими» были «вкусовые» картины и как ощущение вкуса «рисовало» и сам продукт.
Упражнение 2. Дети с закрытыми глазами представляют запахи (скошенного сена, розы, яблока, жареной рыбы, кофе и др.) затем обсуждают, какие запахи нравятся, какие нет. Можно предложить детям заранее подготовить и принести сильно и необычно пахнущие предметы (восточные благовония, масла, духи, и др.). Дети по-очереди исследуют запах и обсуждают, нравятся они или нет, какие ассоциации возникают, когда чувствуют тот или иной запах.
Упражнение 3. Предложите детям «пощупать» различные предметы в классе, а потом с закрытыми глазами, на ощупь отгадать предмет. Можно усложнить задачу и заранее приготовить необычные на ощупь предметы (шероховатый камень, кусочек ваты, кусочек коры дерева, лист дерева, кусочек ткани (кожи) и др.). Тогда можно провести «конкурс» на правильное узнавание. Каждому участнику (за спиной) даются предметы, он должен их «ощупать» и узнать что это за предмет.
Упражнение 4. «Рукопожатие». Водящий проходит по кругу и здоровается со всеми игроками, стараясь запомнить особенности руки каждого. Затем ему завязывают глаза. Он снова «здоровается» и старается назвать имя игрока.
Упражнение 5. «Живой телефон». Дети садятся в колонну. Педагог «рисует» на спине первого рисунок, слово, или фигуру. Первый пытается «повторить» рисунок на спине второго и так далее. Затем последний говорит, понял ли он, что хотел нарисовать его партнер. Идет обсуждение «тактильных» ощущений и сложностей восприятия.
Упражнение 6. Дети работают в парах, по-очереди выполняя упражнение. Сначала один игрок «загадывает», какое либо чувство (боль, радость, страх) и пытается через прикосновение к ладони другого игрока передать это чувство, затем они обсуждают свои ощущения.
Упражнение 7. Игра «Слепой и поводырь». Один игрок в паре закрывает глаза и становиться «слепым». Он кладет одну руку на плечо другому и тот проводит его через препятствия. Затем можно усложнить задачу – «поводырь» ведет «слепого» бесконтактным способом.
Упражнение 8. Работают в парах. Постукивая или поглаживая пальцами ладонь партнера игрок пытается передать, что он – дождь, солнце, воздух, вода и др. затем идет общее обсуждение тактильных возможностей.
Упражнение 9. Двое игроков с закрытыми глазами садятся напротив друг друга и вытягивают указательные пальцы правых рук. Их задача коснуться пальцами друг друга. Остальные игроки подсказывают и направляют движения. Затем пары меняются, по окончании тренинга можно обсудить, с кем из игроков «легче» было наладить контакт.
Упражнение 10. «Дотронуться до звезды, солнца, облака, радуги». Ощущение?
Задание на неделю: «Я в мире запаха и вкуса»
Инструкция. В течении 2-3 дней постарайся «замечать» в окружении мире новые, необычные запахи и вкусы. Собери все приятные запахи и вкусы в одном месте: попробуй их описать на шаблонах и приклей к общему бланку.
Запах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вкус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце недели можно провести дело, которое подводить итоги трех предыдущих недель
Педагог предлагает детям еще раз вспомнить о том, что разные люди по разному воспринимают мир. Одним нравятся громкие звуки, яркие краски, другие хотели бы тишины. Это – проявление особенности индивидуальности в восприятии окружающего мира. С другой стороны как воспринимает человек окружающий мир, зависит его жизненный путь и судьба.
Педагог предлагает сыграть в игру и представить, что нам нужно найти по описанию человека (составить его фоторобот). Но при этом нам известны только его особенности восприятия мира – что он любит, какой цвет, запах… нам нужно постараться понять – каков его характер, кто он по профессии, как любит проводить время.
Возможны 3 варианта игры.
Первый – работа в нескольких группах, участники придумывают (снимают «отпечатки») с органов чувств незнакомца – придумывают и записывают одна группа любимые цвета, другая музыку и др. Затем группы объединяют свои данные. Они вывешиваются на доске, и дети придумывают образ человека.
Второй – описание ощущений берется у одного из участника группы заранее. Группа изучает их и пытается «отгадать», кому принадлежит этот «портрет ощущений».
Вариант 3: детям в группах предлагаются портреты разных людей. Их задача – придумать «портрет ощущений» этих людей.
Педагог предлагает роли, профессии и поговорить и представить их мироощущение.
Возможные образы: артист, художник, музыкант, врач, рабочий, ученик, ученый, священник, ребенок, мать, бабушка и др. Задача детей «придумать» обоснование «легенды» ощущения этих людей – пусть даже «схематично» они будут в той или иной степени описывать некоторые стереотипы, к которым должны быть готовы дети. Можно предложить детям попробовать описать мироощущение людей, лишенных некоторых органов чувств (глухого человека, слепого и др.).
Рефлексия: группа оценивает работу друг друга, рассматривая их по вызванному интересу и полноте описания.