Умение управлять свои временем, панировать свои дела- важное условие успеха любой деятельности.
Сделать шаг в самосовершенствовании означает разобраться в собственных мотивах и целях деятельности определиться с жизненными целями и идеалами.
В стартовой части занятий педагог говорит о том, что чтобы разобраться «в себе» стоит, видимо задуматься, а что толкает каждого из нас на определенные поступки и деятельность, что заставляет нас делать выбор в пользу того или иного поведения, выбора способа общения с другими людьми.
«Альтернативный выбор». Участникам предлагается несколько шаблонов-клише нескольких поступков (каждому по 1-2). Работая в свободном режиме, игроки
определяют варианты своих возможных действий (чем больше, тем лучше).
найти других игроков, делающих схожие ситуации «другой» выбор.
Затем пары выступают с комментариями, что в принципе заставляет их делать тот или иной выбор.
Варианты клише:
если мне становиться страшно, то
если меня обижают родители, а я уверен, что прав, то
если мне одиноко в кругу друзей, то
когда я нахожусь на природе и вижу прекрасный пейзаж, то
когда мне предлагают «открыть душу», то
когда я вижу, что мне лгут, то
когда я знаю, что нравишься, то
когда тебе не нравиться человек то ты
когда тебя оскорбляют то ты
«День почему». Предложите детям частично вспомнить «свой день» - все действия и поступки и записать их в специальном бланке. Теперь дети должны попробовать проанализировать свои действия с двух позиций:
почему я это делаю
как могут расценивать эти действия окружающие (пока без анализа: + (положительно), – (негативно), (нейтрально).
Групповое обсуждение наиболее «интересных» вариантов поступков и причин позитивной и негативной оценки со стороны окружающих.
«День зачем?». Педагог просит детей вспомнить и записать несколько «любимых» видов деятельности (можно увлечений, хобби, событий-действий в течении дня). Затем предложите детям проанализировать свои действия и деятельность в целом через вопрос «А зачем я это делаю?». Групповое обсуждение примеров и мнений.
«Осознать цель». Педагог предлагает ребятам придумать и записать несколько видов деятельности, которой они хотели бы заняться. Затем вновь (через проблематизацию и работу в группах) педагог предлагает построить аналитическую цепочку: деятельность – а зачем (что дает для личностного развития, как отнесется окружение) – и определение «новой цели» (цели развития)
При этом можно организовать работу в группах («особенно на этапе «новых целей» - через «накидку» идей и предложений»).
Пример: Деятельность: Сходить в кино… А зачем?
- развеяться, отдохнуть, весело провести время.
- сдружиться с классом, пообщаться с друзьями, увидеть и оценить игру любимого героя (+ оценка развития)
День Почему.
Что произошло |
Мои действия |
Чем они вызваны |
Как мои поступки оценены окружающими |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
День зачем
Что было сделано |
Какая польза для меня |
Какая польза для окружающих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои цели.
Что я планировал
|
С какой целью |
Что было достигнуто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог предлагает поразмышлять над тем, что у каждого человека должна быть цель.
Как считает психолог И. М. Верткий, у каждого человека должна быть Великая Достойная Цель, которая отвечает следующим 10 критериям (характеристики критериев даются с сокращениями):
1. Цель обязательно должна быть новой или недостигнутой.
2. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни.
3. Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.
4. В то же время цель не должна быть излишне узкой... Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам.
5. Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни.
6. Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающим миром как еретическая.
7. Именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция.
8. Достойная цель - это личная цель человека или небольшой команды.
9. Достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогостоящего дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов работников.
10. И последнее. Это требование не подкреплено объективными фактами и, тем не менее, выбирая достойную цель надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам! чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется недостигнутой: человеку доступно все. Но достижение такой цели - это спор с самим собой"
Сформулируйте Свою Достойную цель, запишите ее в Дневнике, распечатайте и повесьте на видном месте.
«Препарирование целей». Поговорите с учащимися, ставят ли они цели своей деятельности?
Какую цель вы ставите на сегодняшний день?
На месяц?
На год?
На пять лет?
«Образ будущего». Предложите учащимся обсудить( ответить на вопросы) . Обсуждаются, насколько реальны поставленные цели,
каким я хочу стать;
какое я хочу видеть окружение;
на каком месте работы я вижу себя;
определи свой ресурс (способности, наклонности, что я умею того, что не умеют другие);
могу ли я долго и упорно работать; или интенсивно, но краткосрочно;
какие предметы мне легче даются;
какие предметы даются мне тяжелее;
какое мое хобби, что я делаю в свободное время;
приобретенные навыки. Как их можно использовать для достижения цели;
Предложите учащимся познакомится с правилами постановки целей.
Препарирование цели или с чего начинается планирование?
1. Определите стратегические, долгосрочные, главные цели. Проанализируйте их реальность и выполнимость.
2. Постройте дерево целей.
3. Классифицируйте цели: а) с точки зрения их важности, б) вероятности выполнения, в) от кого зависит их выполнение: от вас или от сотрудников коллектива?
4. Распишите цели: а) на перспективу, допустим, на ближайшие 3 года, б) на год, на месяц, в) на неделю, г) на 1снь
5. Проанализируйте еще раз, все ли цели реально достижимы.
6.Исключите цели, без достижения которых можно вполне обойтись
Закончить работу можно составлением в Книге про меня Программы развития на год
Программа развития.
1.Сформулируйте, чего вы хотите по большому счету? Каковы ваши стратегические цели: образовательные и личные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите срок достижения цели____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие личностные ресурсы помогут вам достичь поставленной цели (качества, способности, умения)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что в вас является препятствием в достижении цели? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Чем вы готовы пожертвовать ради достижения цели? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Продумайте необходимые для достижения цели шаги.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -
7. Представьте себя достигшим цели: что вы увидите, услышите, ощутите в этот момент? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Ориентация на местности»
(поиск вариантов развития и применения индивидуальных способностей)
1. Укажи тип способностей, которые ты считаешь необходимыми развивать у себя
2. Опиши «уровень» твоих способностей
3. Опиши «уровень» желаемых способностей и результатов деятельности, которой они могут способствовать
4. Проведи «ориентацию», расспросив своих родителей, школьных педагогов, позвонив в различные клубы и культурно-образовательные учреждения, и узнай, какие существуют варианты развития твоих способностей. Это могут быть: кружки в различных учреждениях. Дополнительно образование в школе, спецшколы, студии, детские объединения и прочее. Запиши адрес и опиши кратко, условие работы таких объединений.
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________
5. Определи цель твоего участия в выбранном объединении. _
6. Опиши, какие шаги для самостоятельного развития ты предпримешь (чтение специальной литературы, специальные упражнения, просмотр телепередач, тренинг, занятия с родителями и др.)
7. Определи время (дни недели) часы, которые ты будешь использовать для развития своих способностей
Понедельник
|
Среда |
Пятница
|
Воскресенье |
|
Вторник
|
Четверг |
Суббота |
Дополнительно |
8. Запиши имена и контактные телефоны людей с которыми тебе предстоит сотрудничать во время данной работы:
Руководитель кружка_______________________________________________
Библиотекарь____________________________________________________
Программный администратор________________________________________
Другие помощники
9. Определи возможные результаты деятельности на год____________________________