Цель: научить учащихся изменять имена прилагательные по родам, числам, падежам.
Задачи:
1) образовательная: познакомить с таблицей изменения имен прилагательных по родам, числам и падежам;
2) развивающая: развивать орфографическую зоркость;
3) воспитательная: способствовать воспитанию любви, уважения и бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, презентация, карточки (разноуровневые).
Ход урока
Организационная часть.
— Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости!
На уроке у нас гости
С разных классов учителя.
Поприветствуйте, ребята,
И садитесь, неспеша.
Эмоциональный настрой.
— Какое у вас настроение?
— (Ответы детей).
— Пусть ваше хорошее настроение продолжится надолго, и мы добьемся хорошего результата от нашего урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы будем изучать тему «Изменение имён прилагательных». Для этого мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы это путешествие надолго запомнилось, нам нужно правильно выполнять задания, в основном изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам.
III. Повторение.
— Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно выполнить задание.
1 слайд. Изо всех з…мных ч…дес,
Всех милей мне русск…й лес.
И в…сёлый, м…л…дой,
И задумчивый, с…дой. Дети списывают текст.
-Куда мы отправляемся в путешествие?
— В зимний лес.
-Правильно. Учитель читает стихотворение полностью.
Изо всех земных чудес,
Всех милей мне русский лес.
И веселый, молодой,
И задумчивый, седой.
Хоть в какое время года,
Хоть какою будь погода.
Но особенно зимой,
Когда весь он кружевной.
Вырезной, как будто терем,
И сверкает белизной:
Снежной-снежной,
Нежной-нежной…
— Каким вы представили лес?
—
-Какие слова помогли увидеть нам красоту леса?
— Земных, зимний, веселый, молодой, задумчивый, седой.
— Хорошо. А теперь закройте глазки и медленно откройте их.
Слайд2. (Зимний лес).
— Посмотрите, как красиво в зимнем лесу!
-А вы любите зиму?
— А зима какая?
— …
— Заходим в лес. А тут уже следы. Чьи это следы?
-Заячьи.
Рассказ о зайце. В наших лесах обитает заяц-беляк. Название «беляк» он получил за белый цвет шерсти. Окраска шерсти помогает ему спасаться от хищников. Зимой зайцы питаются корой и ветками деревьев. Спит под елью.
Задание 1. Заяц приготовил для вас 2 задания.
А)- Что такое имя прилагательное?
— Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Например: (какой?) – белый, чей? – заячий.
Б)Выбрать задания в зависимости от сложности. Красные карточки – упражнение 224. Синие карточки — составить словосочетания, определить род, число, падеж.
Заяц (какой?) …
Шкура (какая?) …
Лапы (какие?)…
Вывод: Имя прилагательное стоит в том роде, падеже, числе, что и главное слово.
IV. Новая тема.
Задание 2
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
— Лиса.
Рассказ о лисе. Лисы очень ловкие и хитрые звери. Они хорошо плавают и прыгают. Лисы охотятся на мышей и зайцев.
— Дорогие , ребята! Для вас я приготовила 2 задания.
А)Внимательно посмотрите на таблицу и скажите, как изменяется имя прилагательное по падежам.
-Вывод: окончания имен прилагательных мужского и среднего падежа в родительном, дательном, творительном и предложном падежах одинаковые.
Б) Работа у доски. Измените по падежам следующие имена прилагательные: рыжий хвост, высокое дерево, хитрая лиса.
В) Вы хорошо работали. Наверное устали. Сделаем физминутку.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте)
На носочках потянулись
(Прогнуться назад, руки положить за голову)
Вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивание вверх и в стороны).
Вот и стали мы сильней (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
VI. Закрепление.
Задание3. Отгадайте загадку и вы узнаете, какое животное нам встретится в зимнем лесу.
Зверёк спрятался в дупло,
В нем и сухо и тепло.
Запас себе грибов и ягод,
Столько, что не съесть и за год.
Рассказ о белке. Белка – это грызун. Зимой шерсть белки – сероватая. Они легко лазают по веткам, перепрыгивают с дерева на дерево. На зиму запасает корм: грибы, ягоды, орехи.
— Для вас я приготовила 2 задания.
А) Орфографический диктант. (Взаимопроверка)
Знакомого леса, ближнего поля, весеннего дня.
Вывод: Имена прилагательные мужского рода родительного падежа пишутся через –ого, его. Произносится –ово, -ево, пишутся –ого, -его.
Б)Устно выполните упражнение ....
VII. Рефлекция урока.
— Какую тему мы изучили вместе с лесными гостями?
-Как определить род, число, падеж прилагательных?
— Как правильно написать окончания –ого, -его?
— Зверей
Домашнее задание.
Упражнение ... (Списать, подчеркнуть окончания имен прилагательных, определить род, падеж).
Желающие могут выучить загадки про лес , и про его жителей. И помните, зверей надо беречь. Они жители нашего леса. Каждый из них приносит пользу природе.
-Спасибо за урок.