Цель: сформировать понятие о смене времен года.
Задачи: 1. Закрепить знания о смене времен года. 2. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: теллурий, глобус, карта полушарий.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка знаний и умений.
- Что такое глобус?
- Как выглядел первый глобус?
- Кто создал глобус?
- Что такое сутки?
- Сколько часов в сутках?
- Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?
3. Работа над новой темой.
- Сегодня нам предстоит ответить на очень интересный вопрос: «Почему Солнце не одинаково согревает землю?»
Практическая работа.
- Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света -середина или полюсы. Где будет теплее? (Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.)
- Как вы думаете, какая часть земного шара нагревается сильнее? (Средняя часть нагревается сильнее, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.)
- Совершенно верно. Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу - наклонно, будто скользят по поверхности, и, соответственно, нагревают ее меньше.
- Мы попробуем раскрыть тайну: смену времен года. Наблюдают за прибором и прослеживают смену времен года. Вывод. Схема.
Смена времен года - вращение вокруг Солнца - год. Работа по учебнику.
Чтение текста, сравнить его со знаниями, полученными при проведении практической работы.
Вывод. Смена времен года - вечное и неизменное явление природы, так же как и смена дня и ночи. И причина таких перемен заключена в движении Земли вокруг Солнца.
4. Подумай!
- Зависит ли от утла падения лучей количество тепла и света?
5. Проверь себя!
Вопросы даны в конце раздела «Земля - космическое тело».
6. Дома. Чтение текста «Вращение Земли вокруг Солнца». Ответить на вопросы. Исследовательская работа «Почему многие восточные народы празднуют Новый год (Наурыз) 22 марта?».
ОБЩЕСТВО СЕМЬЯ
Что такое семья? Совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней жизни семьи. «Семья - один из шедевров природы», - писал Д.И. Писарев. Как сделать так, чтобы как можно большее число семей были счастливы, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехам своего ребенка и гордилась им. Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует и определяет ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Что же нужно сделать, чтобы ребенок стал нашим счастьем? Одна из главных задач семьи - это взаимопонимание. И детям, и взрослым нужно не только слушать, но и слышать, и поддерживать друг друга. Огромное значение в формировании качеств характера ребенка имеют семейные традиции. Лучшее наследство - воспитание безграничного трудолюбия. Семья и школа совместно помогут детям проявить все самое лучшее, что в них заложено природой. Они смогут выявить такие качества характера, как общительность, уверенность в себе, самоконтроль, добросовестность. В воспитании учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях. Особого внимания требует воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, развитие умения слушать и слышать не только себя, но и других людей.
Учитель должен на уроках создавать ситуации, требующие от учеников принятия справедливого и единственно правильного решения, которое будет способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера: умения сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту.
Форма работы с детьми на уроках может быть различна: индивидуальная, групповая, круглый стол, дискуссия, обмен мнениями, ассоциации, практическая работа, решение проблемных ситуаций.