Цель: сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день и ночь.
Задачи: 1. Обобщить материал о глобусе.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: глобус, теллурий или лампа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Решите кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Сторона света, откуда встает Солнце. 2. Сторона света, на которую указывает стрелка компаса. 3. Половина земного шара. 4. Изображение Земли на плоскости. 5. Модель Земли. 6. Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому.
(Ответы: 1. Восток; 2. Север; 3. Полушарие; 4. Карта; 5. Глобус; 6. Меридиан. Ключевое слово: экватор.)
- Что означает слово полученное в выделенной строчке?
...(Экватор) - это линия, самая большая ... (параллель), делящая земной шар на Северное и Южное ... (полушария).
3. Работа над новым материалом.
На предыдущих уроках мы узнали, что Солнце - источник тепла и света для всего живого на земле. А сегодня на уроке мы увидим, как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле сменяются день и ночь.
- Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Планета движется в космосе, как и другие небесные тела.)
Практическая работа.
- Сегодня нам предстоит открыть тайны: почему на Земле сменяются день и ночь? В этом нам поможет прибор - теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите, что это за желтый шар? (Солнце) А глобус -наша Земля. Что делает Земля? (Вращается вокруг Солнца.)
- А еще что-либо заметили? (Земля вращается сама.)
- Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце освещает сначала одну сторону, а затем - другую.
Вывод. Там, где солнечные лучи освещают Землю, будет день, а где не освещают - ночь.
- Вы открыли тайну смены дня и ночи. В результате записывают схему:
Смена дня и ночи - вращение Земли вокруг своей оси - сутки. Работа по учебнику.
- Сравни свои знания, полученные при выполнении практической работы, с текстом. Что нового ты узнал?
4. Выскажи свое мнение.
1. Почему для изучения этого раздела тебе нужно очень хорошо знать математику?
2. Почему так говорят: День и ночь - сутки прочь. Подумай! Проанализируй.
- Какое значение для жизни имеет вращение Земли вокруг своей оси? (Я думаю, что...)
5. Подведение итогов урока.
- Что происходит на Земле из-за вращения ее вокруг своей оси?
- Почему Солнце по-разному освещает и греет Землю?
- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
6. Дома. Чтение текста из учебника, объяснить смену дня и ночи, ответить на вопросы.