Цель: сформировать понятия об освоении космоса и первых полетах в космическое пространство и на Луну с целью выяснения - есть ли жизнь на других планетах.
Задачи: 1. Познакомить с первыми космонавтами, освоением космоса.
2. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать.
Оборудование: портрет Ю. Гагарина, картины «Луноход», «Звездное небо», фотографии Луны.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Я приглашаю вас в путешествие к звездам. Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды, что называется созвездиями, познакомимся с космосом, который всегда привлекал внимание людей, первым космонавтом Ю. Гагариным, первым полетом на Луну и астронавтами, первыми посетившими этот спутник Земли.
2. Проверка знаний.
Тест: «Планеты Солнечной системы».
1. Планеты Солнечной системы изучают...
а) географы;
б) астрономы;
в) экологи;
г) химики.
2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...
а) 7;
б) 8;
в) 11.
3. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) один;
б) нет;
в) два.
4. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Нептун;
б) Марс;
в) Сатурн.
Ключ: 1-6, 2-6, 3-а,4-б.
3. Работа над новой темой.
1. Блиц-турнир.
- Посмотри, какое огромное количество звезд, и какие они разные! Когда можно увидеть звезды? (Звезды можно увидеть ночью, когда на улице темно и небо не затянуто тучами.)
- Что такое звезды? (Небесные тела)
- Как вы думаете, почему звезды светятся? (Звезды светятся, потому что они горячие, ведь Солнце - тоже звезда, а мы знаем, что это -раскаленный газовый шар.)
- Найдите в словаре толкование слова «звезда». (Работа со словарем СИ. Ожегова. Звезда - небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.)
- С земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - у них разные размеры и цвета.
2. Путешествие к ученым, которые занимаются изучением ближнего космоса.
а) Работа по учебнику с заданием (1 часть).
- Для чего ученые заинтересовались звездным небом?
- Изменяются ли очертания созвездий?
- А что изменяется у звезд?
б) Прочитать вторую часть текста.
- С какой целью ученые осуществляли запуски искусственных спутников, а затем и первых космонавтов?
- Кто был первым в мире космонавтом?
- Какие научные открытия подтвердил Ю. Гагарин в полете?
в) Чтение третьей части текста. Задание.
- Для чего ученые запустили луноход на Луну?
- Кто первым высадился на Луну? Чем они занимались?
- О чем могут узнать люди, посылая в космос межпланетные станции?
4. Выскажи свое мнение.
- Нужен ли человеку космос?
- С какого космодрома отправлялись в космическое пространство космонавты из разных стран?
5. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Важна ли тема урока для современной жизни?
6. Дома. Прочитать текст «Освоение космоса. Космические полеты».
Посетить с родителями планетарий, описать свои наблюдения. Рассказать о них детям.