Цель: сформировать понятие о воздухе.
Задачи. 1. Познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха.
2. Сформировать понятия учащихся об охране воздушной среды, какую роль она играет в природе и в жизни человека.
3. Объяснить, от чего и как нужно охранять воздух.
Оборудование: схема-опора «Состав воздуха», картина «Лес», таблица «Свойства воздуха».
Ход урока
1. Психологический настрой.
Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
2. Сообщение темы и цели урока.
Рассказ учителя.
- Вся планета Земля окутана невидимым покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.
- Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворения? (Читают заранее подготовленные ученики.)
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
В этом стихотворении говорится о воздухе и о некоторых его свойствах. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.
- Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (учитель вывешивает схему-опору «Состав воздуха»).
Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном, азота - 78%, кислорода - 21 % и углекислого газа - 1%.
- Какими же свойствами обладает воздух?
Составляется таблица «Свойства воздуха».
Ключевое слово |
Свойства воздуха |
Воздух |
Прозрачный, бесцветный, невесомый, без запаха, теплый, холодный, при нагревании расширяется, от холода - сжимается |
3. Дискуссия.
- Воздух должен быть чистым?
- Почему человек не должен загрязнять воздух?
4. Ролевая игра.
- Перед вами важная проблема. Каждая группа должна рассказать, что для них значит воздух.
Класс делится на 3 группы. 1 -я группа - человек 2-я группа - экологи
3-я группа - животные
Поступает жалоба экологам от животных на человека. Человек высказывает свою точку зрения о том, что нужно строить новые комбинаты, заводы, СТО, бензоколонки.
Животные жалуются, что они погибают, их становится все меньше и меньше, т.к. воздух становится грязным от человеческого недомыслия. В защиту животных выступают экологи.
В результате разговора на доске появляется схема:
Учитель не вмешивается в разговор. Дает детям свободно высказаться. В споре рождается истина. Дети должны сделать вывод о том, что все живое на Земле зависит от деятельности человека, который должен беречь и охранять воздушное пространство. Без воздуха нет жизни на Земле.
5. Работа по учебнику.
- Сопоставьте свои знания с текстом из учебника. Что нового вы узнали из текста?
6. Работа в группах.
Дети рисуют плакат «Берегите воздух!» Презентация работ. Главная мысль в работе «Что может ребенок, взрослый сделать, чтобы сохранить чистый воздух».
7. Подведение итогов урока.
- Почему говорят: «Леса являются зелеными легкими планеты»? Далее вопросы взяты в конце текста.
8. Дома. Чтение текста «Воздух - щит Земли. Охрана воздуха».