Цель: формировать понятия учащихся о причинах загрязнения водоемов; о мерах охраны водоемов от загрязнения.
Задачи: 1. Расширить знания детей о водоемах, о мерах по охране водоемов.
2. Учить экономно расходовать воду, беречь се.
Оборудование: физическая карта, схемы, видеокассета «Водоемы Казахстана».
1. Организационный момент. Дорогие ребята!
Сегодня нас ждут на уроке Реки, моря и озера.
Нужно быть внимательным, наблюдательным. О водоемах знать, Как беречь их, охранять И от грязи очищать.
2. Дискуссия.
1. Докажите, что вода - источник жизни.
2. Что произойдет, если исчезнет вода?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Оказывается, вода находится в опасности. Почему?
Выслушиваются ответы детей.
- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Почему мы радуемся, когда реки широки и глубоки'?
Высказывания детей.
Вывешивается плакат «Вода в опасности».
- Составьте кластер, укажите причины загрязнения воды в водоемах. Рисунок «Вода в опасности».
4. Работа в группах. Каждой группе дежурный раздаст листы
ватмана А-3.
- Как вы понимаете «Вода находится в опасности»? Дети рисуют плакаты «Вода в опасности».
Задание: в рисунках покажите причины загрязнения водоемов. Главный художник от группы защищает проект.
Дети делают вывод: от загрязнения воды страдает все живое.
Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!
5. Работа по учебнику.
а) Чтение текста.
б) Выявление причин загрязнения водоемов, составление схемы зависимости жизни от чистоты водоемов.
в) Средства защиты и очистки водоемов.
6. Проблемная ситуация. Дискуссия.
- Представьте, что все реки высохли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?
Учитель направляет обсуждение фактов, в которых дети уверены, но не мешает своими замечаниями. Рассуждение начинают со слов: «Я знаю...», «Я думаю...», «Мне кажется...», «Я уверен...» и т.д.
7. Пятистишие.
При написании «Пятистишия» дети должны помнить алгоритм его сочинения.
Вода
Течет, растворяет
Чистая, прозрачная, холодная
Вода - главное богатство на Земле.
Жизнь
8. Подведение итогов урока.
- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей)
- Докажите, что вода - источник жизни.
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаст заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения.)
- А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (Не загрязнять, не мыть технику в водоемах, экономить воду.)
- Важна ли эта тема для нашей жизни, для будущего нашей планеты?
9. Дома. Провести исследовательскую работу «Как люди охраняют воду от загрязнения? Чем опасно загрязнение воды? Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях».