Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок окружающего мира "Труд создал человека"

Цель: формировать у учащихся понятие о том, как труд создал человека.

Задачи: 1. Учить детей наблюдать за поведением и жизнью жи­вотных. Доказать, что человек - часть природы.

2. Развивать внимание, наблюдательность, терпение, выдержку, логику, мышление, умение различать поведение человека и живот­ных.

3. Воспитывать трудолюбие, уважение к окружающему миру. Оборудование: видеокассета «Мир животных», картины о живот­ных, таблица «Исторические источники».

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Человек и время года –

Это все вокруг...

(Природа)

2. Сообщение темы и цели урока.

1. Выскажи свое мнение.

- Как вы думаете, чему человек учится у природы?

- Молодцы. Вы правильно рассуждаете. Сегодня на уроке мы бу­дем с вами говорить о том, чему научился человек у природы. Откуда люди получили всю эту информацию. Что послужило источником на­ших знаний?

Далекое прошлое не исчезает без следа. Остаются развалины древних зданий, обрывки одежды, обломки посуды, оружие и многие другие предметы. Их изучают, чтобы узнать о жизни людей в древно­сти. Все, что может рассказать о прошлом людей, называется истори­ческими источниками. Их можно разделить на письменные, устные и вещественные источники.

По ходу урока мы будем заполнять таблицу «Исторические источ­ники».

Вещественные источники

Письменные источники

Устные источники

1

2

3

Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки - все то, что сделано руками человека. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией.

Археология - наука о древности.

Ученых, производящих раскопки

и изучающих вещественные

источники, называют

археологами.

Богатейшей кладовой

вещественных источников

является земля. Обнаружив

места, где находятся «следы»

жизни древних людей, ученые

производят раскопки.

Найденные археологами

вещественные источники дают

представление об обычаях,

оружии, орудиях труда,

домашней утвари наших предков.

Раскапывая древние города,

дома, мастерские, археологи

могут понять, как они выглядели,

представить себе занятия людей.

К письменным источникам относится все, что написано на пергаменте, камне, дереве, глине, бумаге -письмена рисунки, знаки.

Устным источником является устное народное творчество. На уроках чтения вы знакомились со многими его видами. Вспомните, что относится к устному народному творчеству?

(Сказки, былины,

песни, пословицы,

поговорки, загадки,

частушки, легенды.)

Что можно узнать

о наших предках

из фольклора? (В

былинах названы

древние города, имена

правивших там князей.

В сказках говорится

о быте, предметах

обихода, занятиях

людей.)

3. Работа по учебнику.

1. Прочитайте текст и выделите основную мысль «Чему человек учился и учится у природы».

2. Проведите по тексту сравнительный анализ, чем отличается со­временный человек от животных?

- Составьте схему-опору.

Современный человек                Животный мир

 

Строит дома, заборы                   Пчелы (улья), гнезда птиц

Полеты в небе (самолеты ...)     Полет птиц

 

Дети продолжают сравнение.

3. Подумай, из каких исторических источников мы узнали о том, как труд создал человека.

4. Вывод.

- Что такое история? Благодаря чему ученые узнают о нашем про­шлом? Какие исторические источники дают им информацию? Рассмо­трите таблицу, которая у нас получилась.

Исторические источники

Вещественные источники

Письменные источники

Устные источники

Орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, украшения, развалины зданий

Летописи, книги, царские указы, грамоты, договоры о мире, торговле, деловые документы, письма, описания, рассказы

Сказки, былины, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки, частушки, легенды

- Ко всем историческим источникам, которые находят ученые, надо относиться очень бережно, так как они рассказывают нам о про­шлом и являются документами. Мы должны сохранять то, что доста­лось нам в наследство от наших предков.

- Как ты понимаешь пословицу «Труд создал человека»?

5. Наблюдения.

- Прочитай рассказ. Чему учит папа своего сына?

- Какую пользу приносят животные людям?

- Можно ли трогать руками животных?

Дети делают вывод о том, что всех животных нужно беречь и охранять.

6. Дома. Чтение текста «Труд создал человека». Итоги наблюде­ний записать в тетрадь.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru