Цель: формировать у учащихся понятие о том, как труд создал человека.
Задачи: 1. Учить детей наблюдать за поведением и жизнью животных. Доказать, что человек - часть природы.
2. Развивать внимание, наблюдательность, терпение, выдержку, логику, мышление, умение различать поведение человека и животных.
3. Воспитывать трудолюбие, уважение к окружающему миру. Оборудование: видеокассета «Мир животных», картины о животных, таблица «Исторические источники».
Ход урока
1. Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Человек и время года –
Это все вокруг...
(Природа)
2. Сообщение темы и цели урока.
1. Выскажи свое мнение.
- Как вы думаете, чему человек учится у природы?
- Молодцы. Вы правильно рассуждаете. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о том, чему научился человек у природы. Откуда люди получили всю эту информацию. Что послужило источником наших знаний?
Далекое прошлое не исчезает без следа. Остаются развалины древних зданий, обрывки одежды, обломки посуды, оружие и многие другие предметы. Их изучают, чтобы узнать о жизни людей в древности. Все, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками. Их можно разделить на письменные, устные и вещественные источники.
По ходу урока мы будем заполнять таблицу «Исторические источники».
Вещественные источники |
Письменные источники |
Устные источники |
1 |
2 |
3 |
Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки - все то, что сделано руками человека. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией. Археология - наука о древности. Ученых, производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют археологами. Богатейшей кладовой вещественных источников является земля. Обнаружив места, где находятся «следы» жизни древних людей, ученые производят раскопки. Найденные археологами вещественные источники дают представление об обычаях, оружии, орудиях труда, домашней утвари наших предков. Раскапывая древние города, дома, мастерские, археологи могут понять, как они выглядели, представить себе занятия людей. |
К письменным источникам относится все, что написано на пергаменте, камне, дереве, глине, бумаге -письмена рисунки, знаки. |
Устным источником является устное народное творчество. На уроках чтения вы знакомились со многими его видами. Вспомните, что относится к устному народному творчеству? (Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки, частушки, легенды.) Что можно узнать о наших предках из фольклора? (В былинах названы древние города, имена правивших там князей. В сказках говорится о быте, предметах обихода, занятиях людей.) |
3. Работа по учебнику.
1. Прочитайте текст и выделите основную мысль «Чему человек учился и учится у природы».
2. Проведите по тексту сравнительный анализ, чем отличается современный человек от животных?
- Составьте схему-опору.
Современный человек Животный мир
Строит дома, заборы Пчелы (улья), гнезда птиц
Полеты в небе (самолеты ...) Полет птиц
Дети продолжают сравнение.
3. Подумай, из каких исторических источников мы узнали о том, как труд создал человека.
4. Вывод.
- Что такое история? Благодаря чему ученые узнают о нашем прошлом? Какие исторические источники дают им информацию? Рассмотрите таблицу, которая у нас получилась.
Исторические источники
Вещественные источники |
Письменные источники |
Устные источники |
Орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, украшения, развалины зданий |
Летописи, книги, царские указы, грамоты, договоры о мире, торговле, деловые документы, письма, описания, рассказы |
Сказки, былины, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки, частушки, легенды |
- Ко всем историческим источникам, которые находят ученые, надо относиться очень бережно, так как они рассказывают нам о прошлом и являются документами. Мы должны сохранять то, что досталось нам в наследство от наших предков.
- Как ты понимаешь пословицу «Труд создал человека»?
5. Наблюдения.
- Прочитай рассказ. Чему учит папа своего сына?
- Какую пользу приносят животные людям?
- Можно ли трогать руками животных?
Дети делают вывод о том, что всех животных нужно беречь и охранять.
6. Дома. Чтение текста «Труд создал человека». Итоги наблюдений записать в тетрадь.