Цель: расширить знания детей о человеке и окружающем его мире.
Задачи: 1. Дать представление о первобытных людях, населявших планету Земля.
2. Развивать познавательную деятельность детей.
3. Воспитывать чувство уважения к нашему прошлому.
Оборудование: видеокассета «Первобытные люди».
Ход урока
1. Психологический настрой.
Человек должен быть природе сыном, потому что он сам - часть природы.
Сегодня ученые-историки, археологи расскажут нам о первобытных людях.
2. Прослушивание исследовательских работ.
Ребята рассказывают, что нового, интересного они узнали о возникновении жизни на Земле, а те, кто побывал в музее, расскажут, что они там увидели и услышали.
3. Человек - разумное существо. Повторение.
В словаре СИ. Ожегова дается следующее толкование слова «человек»:
Человек - это живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
- Итак, человек - часть природы, ее живого мира. Докажите, что человек - часть живой природы. (Человек дышит, развивается, растет, у него рождаются дети, он умирает.)
- И все же человек отличается от других объектов живой природы. Чем? (Ответы детей.)
- Отличие огромно. Человек - разумное существо.
4. Изучение нового материала.
1. Слово учителю.
- Дорогие ребята, представьте себе, что у нас есть машина времени, и мы отправляемся в далекое прошлое.
- Что такое история? (История - это наука о прошлом человеческого общества.)
- Что называют историческим источником? (Предметы быта, рукописи, книги, монеты и т.д.)
- Что бы вы хотели узнать о прошлом из истории? (Ответы детей.)
- Итак, сегодня нас - историков - ждет путешествие в далекое прошлое, и мы узнаем ответы на вопросы: «Где?», «Когда?», «Почему?». Ведь ничто на Земле не проходит бесследно. Никогда не прервется связь между прошлым и настоящим, потому, что история - память народа, и она должна жить вечно! Вот и сегодня мы узнаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались.
2. Просмотр видеокассеты или картин из жизни древних людей. Дети-историки стараются комментировать то, что видят на экране или картине:
а) прямохождение человека стало возможным в результате того, что он стал делать руками все, чего не может делать животное;
б) наличие развитого мозга обеспечивает умение мыслить, говорить, фантазировать;
в) способность человека к творчеству и умение производить орудия труда.
Учащиеся делают выводы.
5. Работа по тексту учебника.
1. Прочитайте первую часть текста и сравните с тем, что вы увидели на экране и на картинах.
2. Как вы себе представили внешний вид древнего человека. Опишите его.
3. Заполните таблицу.
Древний человек |
Современный человек |
Сходство |
Различия |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Дети, работая с текстом, отмечают различия и сходство современного человека и его предка, заносят в таблицу, анализируют, делают выводы, высказывают свое мнение.
4. Следующий этап урока учитель проводит по группам. Каждая группа получает определенное задание.
1-я группа - «Как охотились древние люди».
2-я группа - «Первые орудия труда».
3-я группа - «Наскальные рисунки».
6. Подведение итогов урока.
- Опишите:
1. Деятельность древних людей.
2. Сложный путь развития человека за миллионы лет.
- Составьте пятистишие. При написании «синквейна» дети должны помнить алгоритм его сочинения.
Человек Тема
Охотится, учится 2 глагола
Древний, современный, умный 3 прилагательных
Человек учился жить у природы. предложение
Природа итог
7. Дома. Чтение текста «Как жили древние люди». Исследовательская работа. Прочитайте в энциклопедии о жизни древних людей и расскажите ребятам.