Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация знаний и формулирование проблемы урока
На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус).
А что такое глобус?
Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте) (Слайд 3)
Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (детям предлагается фотография планеты на слайде)
Какого цвета больше? (Больше голубого)
Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
Чего больше на планете Земля? (Воды)
Работа в парах.
(учитель напоминает о правилах работы в парах:
Уважай своего товарища.
Умей выслушать.
Не согласен – предлагай)
У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).
К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)
Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)
Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)
- Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)
- Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)
- Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)
Постановка проблемного вопроса
- Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?)
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)
- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
- Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)
- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.
- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)
III. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику.
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
(дети называют реку Осётр)
- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река)
- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)
- В какую реку впадает Осётр? (в Оку)
- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва)
- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)
- Назовите её. (Волга)
- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)
- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море)
- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).
Физкультминутка
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)
IV. Практическая работа в парах
Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (Про море)
- Рассмотрите фотографии в учебнике, как вы думаете, где река, а где море?
- Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)
- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море
Описание работы:
(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
Цель: найти отличие морской и речной воды.
Оборудование:
На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.
План работы:
1. Сравните речную и морскую воду по цвету.
2. Сравните речную и морскую воду по запаху.
3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.
Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы
План работы |
Наблюдения |
Выводы |
1. Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили? |
Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги. |
Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя. |
2. Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане. |
Вода не имеет запаха |
Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду |
3. Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили? |
В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная. |
Речная вода - пресная, а морская - солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу. |
- Так чем же ещё отличается море и река?
Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.
- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).
Физминутка
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, на месте замри!
V. Экологическая беседа
Почему воду нужно беречь и охранять? (Слайд 13)
– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется. (Слайды 14 - 15)
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Вывод:
Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Рассказ учителя откуда берется вода в реке.
- Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. Давайте посмотрим некоторые из них на слайдах и попробуем их запомнить.
- А теперь проверим как хорошо Вы запомнили названия рек о которых мы сегодня говорили.
Работа в парах.
Из букв собрать названия рек.
VI. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).
Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)
Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:
Сегодня на уроке:
Я научился.....(различать реку и море)
Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)
6.1. Самооценка.
Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).