Цель урока: проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает?
Задачи урока:
Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.
Тип урока: ОНЗ
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование:
для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки;
для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Мотивация к учебной деятельности |
1 мин |
2. Актуализация |
7 мин |
3. Работа с текстом |
|
1) до чтения |
9 мин |
2) во время чтения |
12 мин |
3) после чтения |
10 мин |
4. Рефлексия |
6 мин |
Ход урока
Технология проведения |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Оргмомент (создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность) |
Открыть на доске пословицу: |
II. Актуализация (организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала) |
– Давайте вспомним название раздела, который мы начали читать на прошлых уроках? – Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? |
III. Работа с текстом 1) до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению) |
– Открыли учебники стр. 178 и попали… Куда? (В зимний лес) |
2) Выявление первичного восприятия |
– Какой удивительный случай произошел с автором? |
IV. Физминутка |
Но сначала отдохнём |
3) во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста) |
Диалог с автором по ходу чтения. 1 часть (чтение по абзацам). – Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? Пение лыж (запишите в тетради) 2 часть – Что такое чёрный провал? (Полынья, прорубь) Чудесная лесная загадка. 3 часть Чтение третьей части (чтение по цепочке). – Что вам показалось необычным в этой части? Чудо-птица 4 часть Чтение четвёртой части – Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку) Подлёдный мир – Как автор описывает подлёдный мир? Слова на доске Пернатый музыкант (Открывается тема урока) – Здорово! |
V. Работа с текстом |
– Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? – Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков? |
VI. Обобщающая беседа |
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы открыть эти тайны? |
VII. Рефлексия (организовать рефлексию и самооценку учащихся) |
– Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня на уроке? – Я узнал, что … |
VIII. Домашнее задание |
– Я вам предлагаю пофантазировать. Перескажите встречу Сладкова и Оляпки от лица птички. Начните так: |
IX. Итог урока |
– Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. |