Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературного чтения "Н.Сладков "Песенки подо льдом""

Цель урока: проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает?

Задачи урока:

Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.

Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.

Тип урока: ОНЗ

Форма урока: Урок-исследование

Оборудование:

для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки;

для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Мотивация к учебной деятельности

1 мин

2. Актуализация

7 мин

3. Работа с текстом

 

1) до чтения

9 мин

2) во время чтения

12 мин

3) после чтения

10 мин

4. Рефлексия

6 мин

Ход урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Оргмомент (создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Открыть на доске пословицу:

Учение всегда найдёт применение
– Прочтите её. Как вы её понимаете? (…)
– Хорошо, значит, сегодняшний урок пройдёт не зря.

II. Актуализация (организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала)

– Давайте вспомним название раздела,  который мы начали читать на прошлых уроках?                   

– Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе?
– Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия)
–А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытия?
(Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать)
А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения? Поставьте для себя цель.
(научиться быть читателем)
(Совершить новое маленькое открытие с автором.)

III. Работа с текстом

1) до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению)

– Открыли учебники стр. 178   и попали… Куда? (В зимний лес)
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?
– Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будем читать сегодня литературное произведение?
– Кто автор рассказа? Знаком ли он вам?
– Какое у Вас сложилось представление об авторе? (он исследователь, наблюдательный) 
– Прочитайте название рассказа.
– Что Вас удивило?
– Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать песенки подо льдом? А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе.
– Почитаем? (Да)
– Приготовились следить.
(Читает учитель)

2) Выявление первичного восприятия

– Какой удивительный случай произошел с автором?
– А Вы  удивились?
А вам хочется перечитать рассказ самим? Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес.

IV. Физминутка

Но сначала отдохнём
И. Токмакова «Медведь»
Как на горке – снег, снег
(прыжки на месте, хлопки в ладоши),
И под горкой – снег, снег
(прыжки на корточках, хлопки над головой),
И на ёлке – снег, снег
(наклоны в стороны),
И под ёлкой – снег, снег
(наклоны вперёд и назад).
А под снегом спит медведь
(перевалы с одной ноги на другую).

3) во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста)

Диалог с автором по ходу чтения.

1 часть (чтение по абзацам).

– Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру?
– Вы можете сказать, почему пели лыжи?
– Похожи ли звуки скользящих лыж на пение птиц?(нет)
– Вот в чём дело! Это не лыжи пели, а кто-то подо льдом!
– Почему автор слышал пение птиц? (Вокруг было очень тихо)
– На что ещё было похоже пение птиц? (На журчание ручейка)
– Какую картину вы представили после чтения этой части?
– Как озаглавим?

Пение лыж (запишите в тетради)

2 часть

– Что такое чёрный провал? (Полынья, прорубь)
– Лазоревый – это какой? (смотрим в словарике)
– Объясните значение выражений: «вода усохла», «курчавится пар»?
– Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться?
– Откуда же доносились звуки? (Из-подо льда)
– Какие предположения сделал автор? Почему все они не подтвердились?
– Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?
– Как озаглавим?

Чудесная лесная загадка.

3 часть

Чтение третьей части (чтение по цепочке).

– Что вам показалось необычным в этой части?
– Почему автор назвал птичку «чудо-птица»?
– Действительно ли птица поклонилась автору?
– Что сделал автор, увидев птицу?
– Испугалась ли человека чудо-птица?
– Узнал ли автор тайну подлёдной песни?
– Как озаглавим?

Чудо-птица

4 часть

Чтение четвёртой части

– Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку)
– Что вы узнали о  водяном воробье? Как озаглавим?

Подлёдный мир

– Как автор описывает подлёдный мир?
– Помогут вам составить описание ключевые слова

Слова на доске
… вода (черная)
… полумрак (таинственный и зелёный)
… потолок (ледяной)
….сосульки  (звонкие)
(Дети подбирают прилагательные из текста)
– Страшно? Неприятно?
– Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Он музыкант, там хорошо слышна его песенка, она гремит! ...)
– Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы его озаглавили?

Пернатый музыкант    (Открывается тема урока)

– Здорово!

V. Работа с текстом
после чтения – корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом (обеспечить углубленное восприятие и понимание текста)

– Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник?
– Точно ли он изобразил водяного воробья? (нет)

– Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков?
– Вы бы хотели ещё читать книги этого автора?

VI. Обобщающая беседа

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы открыть эти тайны?
– В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит. Пытливыми глазами любящего природу человека он подмечает то, что ускользает от взгляда человека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким-то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.

VII. Рефлексия (организовать рефлексию и самооценку учащихся)

– Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня на уроке?
– Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?
– Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы достигли этой цели?
– Достигли сами или с помощью?
– Оцените свою работу в дневниках.
– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

– Я узнал, что …
– Меня удивило...
– Мне захотелось...

VIII. Домашнее задание

– Я вам предлагаю пофантазировать. Перескажите  встречу Сладкова и Оляпки от лица птички. Начните так:
– Здравствуйте! Я – оляпка, водяной воробей. Однажды я сидел подо льдом и пел песенку, как вдруг.....

IX. Итог урока

– Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
– Спасибо всем за работу!

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru