Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературного чтения во 2 классе Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Цель:

Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина и его произведением “Страшный рассказ”

Развивать навыки выразительного, беглого чтения.

Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, читать по ролям.

Способствовать воспитанию любви к природе, к животным.

І. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважения к иному мнению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

ІІ. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

формирование умения работать с информацией;

формирование умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операции мышления;

формирование основ грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.

Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;

овладение навыками смыслового чтения;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и слышать;

формирование умения ясно, четко излагать свою точку зрения и доказывать ее;

формирование умения работать в паре;

формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор;

формирование умения связанно выражать свои мысли, готовить полные высказывания.

ІІІ. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

осознание значимости чтения для личного развития;

формирование способности к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;

развитие навыков правильного, выразительного, осознанного чтения; критического и визуального мышления;

формирование умения пользоваться справочными источниками;

воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя, учебники, выставка книг Е. И.Чарушина, блицконтроль скорости чтения и понимания текста (М.В.Беденко, А.Н.Савельев), кроссворды, плакат “В мире литературных героев”, презентация.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный блок

1.1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

Учитель читает стихотворение.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия!

- Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

- Поприветствуйте друг друга.

1.2. Этап проблематизации - определение учениками собственного “незнания” относительно фундаментального образовательного

Разбегалочка “найди пару”. 6 учащихся получают карточки (На нашем; Томкины; Верный; Тюпа, Томка и Медведь; Страшный)

Найти пару среди учащихся, сидящих за партами. (дворе, сны, Трой, сорока, рыбак, рассказ)

Проблема: Что объединяет все произведения? (автор)

Какое произведение незнакомо?

1.3. Этап целеполагания - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного “незнания”

- Какова тема нашего урока? Каковы цели?

2. Организационно-деятельностный блок

2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей

- Сегодня мы с вами вспомним творчество Евгения Ивановича Чарушина и познакомимся с его произведением “Страшный рассказ”.

- Посмотрите на выставку книг. Давайте вспомним, глядя на обложки, о чём писал Е.И.Чарушин. (ответы детей)

(Слайд. Биография) - Е.И.Чарушин родился в 1901году на Урале. Детство писателя и в особенности его родители определили будущее маленького Жени. Папа у него был архитектором, много разъезжал и нередко брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мама - садовод-любитель. Женя много помогал ей в работе: ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения и сажать их в своём садике, выкармливать уток и тетеревов, занимался цыплятами, поросятами и другими домашними животными. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили иллюстрировать книги В.В.Бианки, С.Маршака, М.Пришвина. В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин был блестящим рассказчиком-анималистом, т.е. художник, изображающий животных. Герои Чарушина добры, обаятельны. Художник любил изображать звериных детёнышей пушистых, мягких и ещё совсем беспомощных. Произведения Е.Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира.

- Какое новое слово я произнесла?

- Кто запомнил, что оно обозначает?

2.3. “Открытие” учащимися нового знания. Первичное восприятие.

- Произведение, которое мы будем читать, называется “Страшный рассказ”. На уроке мы выясним, почему он так называется.

Учитель читает первый абзац рассказа.

- Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса, чтобы лучше представить, где жили мальчики.

Музыкальная минутка ЦОР №1

- Что же произошло дальше, послушайте. Учитель читает до слов “Но тут пришли папа с мамой”.

- Как вы думаете, кто топал и шлёпал?

- А теперь давайте откроем учебник, дочитаем рассказ и узнаем, кого же испугались мальчики?

Читают дети по цепочке. Объясняется слова ЧУЛАН, СЕНИ

2.4. Этап презентации образовательных продуктов - соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный “объем” - совместную действительность.

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? Докажите.

- Понравился ли вам рассказ? Что интересного в нём?

- Кого же испугались мальчики? (Слайд 4, ЦОР №2)

- Ёж-это маленький ночной хищник. Обитают ежи в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём спят, а ночью охотятся на улиток, насекомых, лягушек, ящериц. В случае опасности ёжик фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, а если это не помогает, свёртывается в клубок. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Интересно, что ежата рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери.

- Давайте откроем книжку с тестами на стр.11 и прочитаем ещё информацию о ежах.

Выполняется тест из “Блиц-контроля”

- Спасают ли иголки ежа от холода? Как?

- От чего ещё спасают колючки животных?

- Какое ещё животное имеет колючки? (Слайд №5)

Взаимопроверка. Работа в парах.

- Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно.

Вторичное восприятие и анализ

- Прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и приготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию. (Чтение текста детьми.)

- Как звали мальчиков?

- Почему же они испугались ежа?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Какие звуки они услышали?

- Как они отреагировали на эти звуки?

- С какой интонацией будем читать разговор мальчиков?

- Найдите и прочитайте их разговор по ролям. (с.136-137, 4 абзац)

- Рассказали ли мальчики родителям, что случилось?

- Кого нашли родители? Прочитайте, как это было. (с.138, 1 абзац)

- Чем они угостили ёжика?

- Изменилось ли отношение мальчиков к ночному гостю?

Физкультминутка ЦОР №3

2.6. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных).

Составление плана

- На сколько частей можно разделить рассказ?

- С помощью подчёркнутых слов составим план. (Работа в группах.)

1. Мальчики одни.

2. Дети легли спать.

3. За дверью кто-то топает ногами.

4. Пришли папа с мамой.

5. Да это ёжик!

Пересказ по плану

- Попробуем пересказать рассказ коллективно.

Разгадывание кроссворда.

- А теперь я хочу вам предложить кроссворд и убедиться, что урок для каждого из вас прошёл не зря. Если вы правильно его разгадаете, то по вертикали в выделенном столбике ещё раз прочитаете фамилию автора, написавшего “Страшный рассказ”. (Работа в группе)

3. Рефлексивно-оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов

- Что запомнилось в рассказе?

- Показался ли он вам страшным?

- Почему называется “Страшный рассказ”?

- На что хотел обратить внимание автор?

- Как зовут автора, который написал этот рассказ?

- Почему ему удалось написать такой хороший рассказ?

- Какой герой появится в нашей литературной стране?

- Оцените смайликами свою работу на уроке.

Домашнее задание

читать и пересказывать

Подготовить группой книжку-малышку о животных.

Учитель назначает организаторов, организаторы набирают себе команду.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru