Цель:
Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина и его произведением “Страшный рассказ”
Развивать навыки выразительного, беглого чтения.
Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, читать по ролям.
Способствовать воспитанию любви к природе, к животным.
І. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
ІІ. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
формирование умения работать с информацией;
формирование умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операции мышления;
формирование основ грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
овладение навыками смыслового чтения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и слышать;
формирование умения ясно, четко излагать свою точку зрения и доказывать ее;
формирование умения работать в паре;
формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор;
формирование умения связанно выражать свои мысли, готовить полные высказывания.
ІІІ. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование способности к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
развитие навыков правильного, выразительного, осознанного чтения; критического и визуального мышления;
формирование умения пользоваться справочными источниками;
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя, учебники, выставка книг Е. И.Чарушина, блицконтроль скорости чтения и понимания текста (М.В.Беденко, А.Н.Савельев), кроссворды, плакат “В мире литературных героев”, презентация.
Ход урока
1. Мотивационно-ориентировочный блок
1.1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока
Учитель читает стихотворение.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия!
- Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
- Поприветствуйте друг друга.
1.2. Этап проблематизации - определение учениками собственного “незнания” относительно фундаментального образовательного
Разбегалочка “найди пару”. 6 учащихся получают карточки (На нашем; Томкины; Верный; Тюпа, Томка и Медведь; Страшный)
Найти пару среди учащихся, сидящих за партами. (дворе, сны, Трой, сорока, рыбак, рассказ)
Проблема: Что объединяет все произведения? (автор)
Какое произведение незнакомо?
1.3. Этап целеполагания - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного “незнания”
- Какова тема нашего урока? Каковы цели?
2. Организационно-деятельностный блок
2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей
- Сегодня мы с вами вспомним творчество Евгения Ивановича Чарушина и познакомимся с его произведением “Страшный рассказ”.
- Посмотрите на выставку книг. Давайте вспомним, глядя на обложки, о чём писал Е.И.Чарушин. (ответы детей)
(Слайд. Биография) - Е.И.Чарушин родился в 1901году на Урале. Детство писателя и в особенности его родители определили будущее маленького Жени. Папа у него был архитектором, много разъезжал и нередко брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мама - садовод-любитель. Женя много помогал ей в работе: ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения и сажать их в своём садике, выкармливать уток и тетеревов, занимался цыплятами, поросятами и другими домашними животными. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили иллюстрировать книги В.В.Бианки, С.Маршака, М.Пришвина. В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин был блестящим рассказчиком-анималистом, т.е. художник, изображающий животных. Герои Чарушина добры, обаятельны. Художник любил изображать звериных детёнышей пушистых, мягких и ещё совсем беспомощных. Произведения Е.Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира.
- Какое новое слово я произнесла?
- Кто запомнил, что оно обозначает?
2.3. “Открытие” учащимися нового знания. Первичное восприятие.
- Произведение, которое мы будем читать, называется “Страшный рассказ”. На уроке мы выясним, почему он так называется.
Учитель читает первый абзац рассказа.
- Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса, чтобы лучше представить, где жили мальчики.
Музыкальная минутка ЦОР №1
- Что же произошло дальше, послушайте. Учитель читает до слов “Но тут пришли папа с мамой”.
- Как вы думаете, кто топал и шлёпал?
- А теперь давайте откроем учебник, дочитаем рассказ и узнаем, кого же испугались мальчики?
Читают дети по цепочке. Объясняется слова ЧУЛАН, СЕНИ
2.4. Этап презентации образовательных продуктов - соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный “объем” - совместную действительность.
Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? Докажите.
- Понравился ли вам рассказ? Что интересного в нём?
- Кого же испугались мальчики? (Слайд 4, ЦОР №2)
- Ёж-это маленький ночной хищник. Обитают ежи в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём спят, а ночью охотятся на улиток, насекомых, лягушек, ящериц. В случае опасности ёжик фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, а если это не помогает, свёртывается в клубок. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Интересно, что ежата рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери.
- Давайте откроем книжку с тестами на стр.11 и прочитаем ещё информацию о ежах.
Выполняется тест из “Блиц-контроля”
- Спасают ли иголки ежа от холода? Как?
- От чего ещё спасают колючки животных?
- Какое ещё животное имеет колючки? (Слайд №5)
Взаимопроверка. Работа в парах.
- Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно.
Вторичное восприятие и анализ
- Прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и приготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию. (Чтение текста детьми.)
- Как звали мальчиков?
- Почему же они испугались ежа?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки?
- С какой интонацией будем читать разговор мальчиков?
- Найдите и прочитайте их разговор по ролям. (с.136-137, 4 абзац)
- Рассказали ли мальчики родителям, что случилось?
- Кого нашли родители? Прочитайте, как это было. (с.138, 1 абзац)
- Чем они угостили ёжика?
- Изменилось ли отношение мальчиков к ночному гостю?
Физкультминутка ЦОР №3
2.6. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных).
Составление плана
- На сколько частей можно разделить рассказ?
- С помощью подчёркнутых слов составим план. (Работа в группах.)
1. Мальчики одни.
2. Дети легли спать.
3. За дверью кто-то топает ногами.
4. Пришли папа с мамой.
5. Да это ёжик!
Пересказ по плану
- Попробуем пересказать рассказ коллективно.
Разгадывание кроссворда.
- А теперь я хочу вам предложить кроссворд и убедиться, что урок для каждого из вас прошёл не зря. Если вы правильно его разгадаете, то по вертикали в выделенном столбике ещё раз прочитаете фамилию автора, написавшего “Страшный рассказ”. (Работа в группе)
3. Рефлексивно-оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов
- Что запомнилось в рассказе?
- Показался ли он вам страшным?
- Почему называется “Страшный рассказ”?
- На что хотел обратить внимание автор?
- Как зовут автора, который написал этот рассказ?
- Почему ему удалось написать такой хороший рассказ?
- Какой герой появится в нашей литературной стране?
- Оцените смайликами свою работу на уроке.
Домашнее задание
читать и пересказывать
Подготовить группой книжку-малышку о животных.
Учитель назначает организаторов, организаторы набирают себе команду.