Целевые установки урока:
формирование умения различать звуки [б] и [б'];
знакомство с буквой Бб, формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов;
укрепление интереса к чтению через расширение круга знакомых книг;
наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране «АБВГДЙКА», будем учиться...
– А что значит учиться? Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!
– Как мы будем строить свой урок?. Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараемся сами открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу. Замечательно, вперёд за знаниями.
3. Актуализация знаний.
– С чего начнём работу? (С повторения).
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Назовите признаки предложения?
– Вы сказали, предложение состоит из слов, что скажете о слове?
– А какие бывают звуки? Чем они отличаются?.
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а каким вы определите сами.
4. Постановка проблемы, определение темы урока
Наши друзья Аня с Ваней попросили меня принести на урок книгу.
– Посмотрите на неё.
– Кто сумеет прочитать название книги?
– Фамилию автора книги?
– Кому читали эту книгу?
– Кто главный герой этой книги? (Деревянный человечек Буратино.)
– Как он появился на свет? (Его сделал из полена папа Карло).
– Почему же книга называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Все приключения Буратино были связаны с золотым ключиком, которым открывается дверь в замечательный кукольный театр.)
– Сегодня мы станем участниками некоторых приключений Буратино. Тем ребятам, которым знакома эта книга, будет интересно вспомнить её содержание, а тем, кто услышит о приключениях Буратино впервые обязательно захочет прочитать эту книгу. Но для этого мы должны узнать новую букву.
– А поможет нам в этом? Кто? Конечно, же Буратино. Давайте ещё раз все вместе по слогам произнесём это имя.
– Кто догадался, какой звук нас интересует в имени Буратино? Верно, это звук [б].
– Кто поможет определить тему сегодняшнего урока?
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквой.
– Давайте вместе произнесём звук [б] и дадим ему характеристику. (Дети хором произносят звук).
– Какой это звук: гласный или согласный? (Звук б согласный, звонкий.)
– Какой он в слове Буратино? (Твёрдый.)
– А как вы думаете может он быть мягким?.
– Давайте понаблюдаем: произнесите вместе со мной твёрдый звук б .
– Вспомните звукоподражательное слово, в котором повторяется звук б. (Барабан).
– Теперь произнесите мягкий звук. (бь,бь,бь..).
– Как стали звучать удары барабана? (Мягче, слабее.)
– Раньше ударами барабана зрителей приглашали на театрализованное представление.
– Давайте посмотрим, как звук Б обозначается буквой.
Слайд №3. Печатная и письменная буквы Бб
Работа в учебнике.
– Давайте откроем Азбуку и посмотрим на что похожа буква Б
– Откройте Азбуку на стр. 4.
– Буква, которая обозначает звуки б и бь, тоже напоминает барабан.
– Что ещё напоминает букву б? (Перевёрнутый золотой ключик.)
Слайд №5. Золотой ключик.
– Какая буква – большая или маленькая нужна Буратино? (Большая, так как с неё начинается его имя.)
– Где ещё нам пригодится заглавная буква Б?.
Чтение слогов с буквой Б.
– Давайте, прочитаем слоги со звуком Б.
– Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.
– Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила).
– Рассмотрите Тортилу на рисунке и прочитайте, что она говорит. (Дети читают слоги).
– Это она бормочет на своём черепашьем языке.
– Где живёт Тортила?
– Прочитайте под рисунком.
Работа в паре. Жужжащее чтение.
Чтение слов Черепахи.
– Какие слова бормотала Тортила?
– Попробуем разобраться в них.
Слайд №6. Рассыпанные слоги.
– К сожалению, черепаха уже старенькая, поэтому, наверное, перепутала слоги в словах.
– Давайте переставим слоги, так чтобы получились слова.
Работа у доски. Составление слов.
– Давайте прочитаем, какие слова получились.
Чтение слов 1 столбика. Что скажете? Значение всех слов понятно?
– Прочитаем слова 2 столбика.
– Какие появились мысли?
Тарарам – шум, гам, грохот, переполох, суматоха.
Бегемот – большое, неуклюжее животное, в болотах жарких стран.
Билет – документ, который приобретается за денежные средства.
Балет – театрализованное представление, сопровождающееся музыкой, танцами.
– Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ, почему.
Физкультминутка
– Тортила хотела рассказать историю про золотой ключик, но не сумела.
– Что предлагают нам Аня и Ваня? (Посмотреть кукольный спектакль про Буратино.)
– Что является пропуском на этот спектакль? (Билет).
– А чтобы получить билет на представление, мы должны дать характеристику слову билет, выполнить звукобуквенный анализ этого слова.
– Кто желает это сделать у доски.
Слайд №7. Работа с моделью слова: билет.
Звукобуквенный анализ слова (билет) у доски.
– Итак, мы получили с вами билет и вместе с Буратино отправляемся в театр.
Работа с учебником.
Подготовка к чтению текста « В театре».
– Прочитайте глазками название текста.
– Как Буратино оказался в театре?
– Кто помнит содержание сказки? (Папа Карло купил Буратино Азбуку и отправил его в школу. Но Буратино, услышав звуки барабана, захотел посмотреть представление, продал Азбуку и купил билет в театр.)
Работа над текстом
– Прочитайте, Какими словами встретили Буратино куклы?. Какие вы здесь предложения увидели? Как их надо прочитать?
– Итак, Буратино в театре… Приняли все позу слушателя.
Чтение учителем отрывка сцены, которая происходила в театре. Стр.19-24.
– Как произошла встреча Буратино с Карабасом-Барабасом?
– Прочитайте имена героев сказки.
– Продолжите, кого из героев сказки здесь нет. (Джузеппе, кот Базилио, Мальвина, Пьеро, летучая мышь, крыса Шушера.)
– Кто оказался другом Буратино?
Иллюстрация к сказке.
Физкультминутка
– А сейчас послушайте краткий пересказ сказки.
Пересказ сказки.
– Благодаря изучению какой буквы вы смогли познакомиться с Буратино?
– Какие звуки обозначает буква Б?
– Давайте дадим характеристику звуку.
– Сегодня Буратино вновь у нас в гостях и он для вас приготовил задания.
Закрепление изученного.
Выполнение заданий с электронного приложения.
1. Найди слова со звуками Б и Бь.
– Что скажете?
– Как назвать одним словом? (Животные)
– На какие группы их можно разделить? (Домашние и дикие)
– Посмотрите на слова, в которых есть звук б и бь.
– Что скажете? Какое слово лишнее? Почему?
2. Буратино подготовил для вас загадку.
– Отгадай загадку и составь схему слова отгадки.
– Кто желает прочитать загадку?
Чтение загадки у доски.
– Звук ч всегда мягкий.
– А бычок какое животное?
3. Работа над текстом.
– Прочитать текст и подобрать картинку.
Чтение текста хором.
– Найдите в тексте слова с буквой Бб, назовите их.
Рефлексия. С какой буквой мы познакомились?
Слайд с буквой Бб. на диске.
– Какие звуки она обозначает? Характеристика звука.(дети дают характеристику звуку)
– Буратино помог нам не только познакомиться с новым звуком и буквой, но и предложил вам ещё раз прочитать книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино.
– За хорошую работу на уроке он приготовил вам подарки.
– Вложите их сразу в Азбуку, эти закладки помогут вам узнать новые звуки и буквы и помогут быстро научиться читать.
Смайлик. У Смайлика хорошее настроение, он улыбается, а у вас? Встаньте те, у кого такое же настроение, поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика, подарите всем свои красивые улыбки. Спасибо за урок!