Целевые установки урока:
формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Оборудование:
М/м презентация.
Видеофильм.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
Слайд №1. «Страна Литературия»
– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.
Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»
– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
2. Актуализация знаний.
– С чего начнём работу? (С повторения).
Слайд №3. «Устное народное творчество».
– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)
Слайд №4. «Устное народное творчество».
– А как по другому называют «Устное народное творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. Устное народное творчество придает языку яркость, красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова»
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это сказка.
– Совершенно верно, это ,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?
Слайд №6. «Сказки – народные, авторские».
– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
Народные сказки. Авторские сказки
– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.
– Кто автор этой сказки? (Русская народная сказка).
– А кто запомнил, как называется сказка? ( «Заюшкина избушка».)
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.
Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».
– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?
Работа с учебником
– Давайте откроем учебник на стр.66 и рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации ?
– Что можно рассказать о героях русской народной сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»
– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.
Отличие – название сказки, больше героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».
Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»
Выборочное чтение.
– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь – они выполняют второстепенную роль.
Характеристика героев сказки. Работа над характеристикой героев русской народной сказки.
Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит, у них есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.
– А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.
Выборочное чтение.
Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.
Словарь качеств.
«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
Лиса |
Заяц |
Собаки |
Медведь |
Петух |
Хитрая |
Хитрый |
Хитрые |
Хитрый |
Хитрый |
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.
– Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Физкультминутка.
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».
Работа над сюжетом и композицией сказки.
– Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части? В сказке можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию, тоесть разделите на смысловые части: определите завязку, развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
– Проверяем, на какие части можно разделить сказку?
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с завязки – это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.
1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?
– Как это событие представлено в сказке? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки: собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.
Исследование языка сказки.
– А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая – образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья – повторы.
Проверка.
Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.
Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.
Иллюстрации к сказке. Инсценирование отрывка из сказки.
Обобщение по теме урока.
– В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и победа будет обязательно за тобой».)
«Оцените свою работу на уроке».
Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке:
Я могу назвать героев сказки.
Я могу назвать качества характера героев сказки.
Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
Я могу пересказать сказку.
«Рекомендации по работе в семье».
– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими народными сказками.
– Прочитать одну из сказок. Рассказать взрослым, какое произведение было прочитано в классе и кто автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.
Настроение.